№ 37 (14431)

Время: 20:38
Вторник, 21 Октября 2014г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
17/10/2014

№ 37 (14431)
 
 
  • Успеть за восемь часов
    Осень проверяет путейцев на прочность
  •  

    На станции Цветочная ведётся работа по глубокой очистке щебня с демонтажом и укладкой стрелочного перевода. В рамках восьмичасового «окна» путейцы Санкт-Петербург-Балтийской дистанции пути должны демонтировать стрелочный перевод, выполнить глубокую очистку щебня и уложить стрелку на прежнее место.

    Дождь зарядил в девятом часу утра, когда путейцы работали на «окне» уже больше часа.
    – Надеялся, что погода простоит. Ну да ладно, нам не в первой, – говорит старший дорожный мастер Антон Пчелинцев, надвигая на лоб капюшон форменной куртки.
    На этом «окне» он руководит земляными работами. Антон стоит на последней шпале третьего пути. Дальше – грязный слипшийся щебень, где лежал стрелочный перевод. На освободившемся из-под стрелки участке крутится трактор, снимая слежавшийся балласт. Иногда он буксует на замазученном грунте.
    Когда весь старый щебень будет снят, на разровненную площадку уложат стрелочный перевод, засыплют его свежим щебнем. Длина стрелки – 33 метра, вес – более 20 тонн. Такую махину краном не поднять. Чтобы демонтировать блок, стрелку разобрали на три части, две из которых отложили на время на соседний путь.
    – На этом участке нашего полигона – интенсивное грузовое движение: поезда идут в порт Автово и Новый Порт. Путь замазучивается гораздо раньше, чем подходит срок капитального ремонта. Щебень перестаёт дренировать, что может спровоцировать нарушение геометрии пути. В таких случаях мы и применяем эту технологию, – поясняет дорожный мастер Алексей Козлов.
    На правом фланге работу трактора контролирует механик СЦБ Санкт-Пе­тербург-Балтийской дистанции Николай Сипин, лопатой убирая слипшийся щебень с лотка кабельной трассы.
    – Мы работу начали, мы её и закончим: до начала «окна» наша бригада вынесла за габарит устройства СЦБ. По завершении будем стрелку подключать, – перекрикивая тарахтение трактора, объясняет Николай.
    Во время земляных работ монтёры пути времени даром не теряют: параллельно меняют две лопнувшие железобетонные шпалы. Из-под рельсореза вылетает сноп жёлтых искр.
    Бригадир Владимир Поляков срезает болты, скрепляющие рельсы со шпалами. Ещё двое монтёров пути орудуют гайковёртами. Шпальные ящики уже откопаны, в углублении у подошвы шпал разлились лужи.
    Мелкий частый дождь проникает всюду – лезет за шиворот, за манжеты спе­цовок. Рельсы, сверкающие серебряными нитями в солнечные дни, сейчас тускло отражают свинцовое небо.
    – Не сахарные, не растаем, – улыбается монтёр пути Владимир Бондарь, распрямляя спину и смахивая дождинки с защитных очков. 11 человек, задействованных на вырезке выплеска, работают так, что от них валит пар. Время для них летит незаметно.
    Сигналистам труднее. Несмотря на то, что «окно» – глухое, когда движение поездов закрыто полностью, сигналистам всё равно положено стоять по технологии.
    – Ребята, поезд, – командует по рации Роман Кондитеров, завидев вдали огни маневрового локомотива. Роман находится недалеко от бригады и может хоть изредка переброситься словом с коллегами. А вот пост Дмитрия Непомнящего – за двести метров от места производства работ.
    – Стою, вдаль смотрю, о тепле думаю. Иногда делаю 20-метровые пробежки вдоль пути, однако толку от них мало: руками-то махать нельзя. Иначе те, кто на перегоне, могут мои взмахи принять за знак об опасности, – объясняет Дмитрий.
    Было почти 11 часов, а вокруг царили дождливые сумерки. Только ярко-жёлтые звёзды кленовых листьев добавляли красок в серые путейские будни. Когда стрелку уложат в путь, по ней пройдёт машина ВПРС, подобьёт щебень под подошвы шпал, уплотнит балласт, выровняет путь. И в 15 часов грузовые поезда снова пойдут в порты, принося прибыль компании.

    Светлана Канаева



     
  • Коротко
  •  
    Погрузка в минусе
    Погрузка на полигоне ОЖД за 9 месяцев составила 76,2 млн тонн, что на 2,8% меньше результатов сопоставляемого периода прошлого года. Замедление темпов связано c реконструкцией Киришского нефтеперерабатывающего завода, а также со снижением объёмов выпуска продукции строительного комплекса.
     

    Подвела самоуверенность
    Между станциями Черская и Дуловская (Псковская область) на неохраняемом железнодорожном переезде произошло ДТП. Автомобиль УАЗ выехал на путь, несмотря на запрещающий сигнал. Водитель доставлен в больницу. Локомотивная бригада не пострадала.

    Развития ради
    Райффайзенбанк предоставил ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» кредит на 33,7 млн долларов США на развитие мощностей и портовой инфраструктуры. Сейчас пропускная способность КТСП, который предоставляет полный комплекс услуг по обработке и хранению всех видов контейнерных грузов, составляет 650 тыс. TEU в год.

    Бесплатный трансфер
    СЗ ФПК ввёл для пассажиров вагонов класса люкс поезда № 3/4 «Экспресс» новую услугу – бесплатный трансфер от вокзалов прибытия в Москве или Санкт-Петербурге до любого заявленного адреса в черте города.

    По сообщениям
    пресс-службы ОЖД и наших корреспондентов


    Договор – гарантия
    В СЗППК под председательством помощника полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергея Зимина состоялся круглый стол по вопросам обеспечения пригородных перевозок.
    В его работе приняли участие представители исполнительной власти Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областей, Республики Карелия и руководители ОЖД. Все субъекты РФ подтвердили, что до конца текущего года заключат договоры с перевозчиком на транспортное обслуживание в 2015-м. В свою очередь, СЗППК должна начать со следующего года выплачивать ОАО «РЖД» накопившиеся за 10 лет долги. 5,2 млрд рублей из общей суммы в 6 млрд подлежат реструктуризации. Поэтому в договор с каждым из регионов включат не только текущие убытки, но и часть задолженности. Предложения от участников по всем вопросам должны поступить в полпредство не позднее конца октября.

    Курс для главных
    В Октябрьском центре метрологии (ОЦМ) прошёл цикл семинаров для главных инженеров дорог и региональных дирекций ОАО «РЖД».
    Обучение прошло в новом учебном комплексе ОЦМ, включающем учебную метрологическую лабораторию, компьютерную аудиторию и конференц-зал. Слушатели ознакомились с нормативно-правовыми основами обеспечения единства измерений, основными документами и требованиями к метрологическому обеспечению, прослушали курс лекций по организации поверки и калибровки.
    Учебные заведения, где обучают метрологов, дают лишь теорию. Такая подготовка только на 65% отвечает требованиям компании. Семинары позволяют устранить эту недоработку.
    Светлана Канаева

    Ай да капуста!
    Найденным в капусте (по славянскому поверью), то есть родившимся в октябре, и людям с «капустными» фамилиями на этот праздник был вход бесплатный.
    Он прошёл 10 октября в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» близ Юрьева монастыря (Великий Новгород) и был посвящён осенним крестьянским коллективным обрядам рубки и квашения капусты. Гости праздника узнали, каким образом проходили капустные «помочи» в старой русской деревне. Они поучаствовали в рубке кочанов на крошево, увидели старинный способ квашения капусты – с огурцами, тыквой, морковью, анисом, укропом, поиграли в славянские народные игры. Пришедшим предложили отведать традиционную пищу, которой угощали хозяева своих «помочан»: щи, пироги с капустой, квас.
    Кстати, этот праздник, календарно совпадающий с порой засолки и квашения капусты во многих семьях (а проходит он не первый год), стал хорошим мастер-классом для новгородских домохозяек, особенно начинающих.

    Владимир Викторов


    Медвежья вакханалия
    Со стороны бездействующей железнодорожной станции Апатиты-3 очередной косолапый недавно проник на городское кладбище.
    Перелезая через оградки, съел остатки трапез на могилах. Подойдя со спины к мужчине, чинившему решётку, он громко засопел. Тот обернулся, думая, что подошёл приятель… и подобной скорости бега с таким воплем в нынешних местах никто не помнит. Месяц назад медведица с медвежонком дозором чинно обходила могилки и мусорные баки на кладбище. Ещё раньше две особи бурых медведей по распоряжению местных властей были застрелены прямо на погосте.
    Причин такой миграции, как говорят охотоведы, несколько. Во-первых, география. Лес примыкает к северо-востоку города. Далее – территория бывшей станции, улица, парк и кладбище. Пока работала станция, шум отпугивал медведей. Теперь дорога свободна. Вторая причина – вокруг кладбища нет никакого забора (экономия бюджета). Третья – в лесу не хватает корма для больших животных.

    Владимир Фёдоров


    Спектакль по детским пьесам
    Вчера, 16 октября, в столице Карелии прошла премьера.
    В спектакле известного пет­розаводского режиссёра Олега Липовецкого «Границ нет» заняты актёры трёх местных театров. А необычность этой постановки в том, что в основе её лежат лучшие работы конкурса пьес среди… школьников Карелии.
    Подростки создавали свои пьесы обо всём, что их радует и огорчает, тревожит и волнует. Задача взрослых – увидеть и услышать их, заглянуть таким образом во внутренний мир подростков. Над музыкой к этой постановке тоже работала группа школьников – конечно, под руководством профессионального композитора.
    Собранные от продажи билетов средства пойдут на благотворительные цели.

    Звучали струны кантеле
    115-летие со дня рождения Виктора Гудкова, основателя Национального ансамбля песни и танца «Кантеле», ознаменовали новой концертной программой.
    Авторский вечер солистки ансамбля, заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой, который прошёл в зале Дома Кантеле, посвящался основателю ансамбля и 25-летию её творческой деятельности. Ирина не только замечательный музыкант, но и автор учебно-методических пособий для играющих на кантеле людей: учеников и студентов музыкальных школ, колледжей и консерватории, их педагогов и профессиональных исполнителей. Её последнее пособие под названием «Кантеле. Ступени к совершенству» содержит методику обучения игре на инструменте, произведения на компакт-диске.
    На вечере прозвучали авторские композиции «Озёрный край», «Солнцеворот», «Брусничный дождь», «Шкатульная страна», а также известные произведения.



     
  • Команда будущего
    В Санкт-Петербурге начались занятия Стокгольмской школы экономики
  •  

    Зал на первом этаже ОЦНТИБ, чёрные деловые костюмы молодых мужчин и женщин, на лацканах которых выделяются овальные знаки в виде синего креста с красным ободком. Эти пока неизвестные коллекционерам эксклюзивные значки обозначают принадлежность к корпоративной программе ОАО «РЖД» и Стокгольмской школы экономики.

    На открытии седьмого сезона работы этой программы, после торжественного звона карильонных колоколов по трансляции, выступил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. Он же – сопредседатель управляющего совета корпоративной образовательной программы и приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики.
    – Главная проблема и России, и нашей компании – это недостаток знаний, навыков корпоративного управления, – отметил Виктор Васильевич. – Так что вы будете получать то образование, которое поможет нам двигаться вперёд. У вас наступает очень интересное время для освоения новых знаний... и, кстати, для знакомства с Санкт-Петербургом!
    К представителям восьми дорог, составившим седьмой набор программы, обратились также вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, советник президента компании профессор Игорь Посадов.
    А затем к слушателям вышел прекрасный, очень профессиональный лектор, он же ректор Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге Андерс Карл Йохан Лилиенберг. На английском языке он говорил о роли знаний, внутренней культуры в развитии качества менеджмента. Синхронный перевод шёл через наушники, и всё воспринималось отлично. Затем были доклады, деловые игры, практикумы и многое другое.
    Как я узнал от организаторов, эти пять дней – с 15 по 19 октября, – заполненные занятиями с девяти утра до вечера, составляют учебный модуль с определённой программой, посвящённой основам корпоративного управления. Дальнейшее освоение знаний будет проходить в форме таких же периодических сборов. В следующем году пройдут экзамены и состоится выпуск.
    Лежащие на столах наборы толстых и тонких книг, выданных всем слушателям, заключают массу информации о тонкостях психологии и этики менеджмента, корпоративной политики и т.д. Оказывается, базовое техническое образование, с которым приходишь на дорогу, – это лишь основа для дальнейшего развития. Руководитель должен владеть навыками корпоративного управления. Кстати, пример вдумчивого отношения к учёбе показали прежде всего присутствовавшие в зале
    ОЦНТИБ главные лица ОЖД и ОАО «РЖД», внимательно и с интересом выслушавшие лекцию доктора Лилиенберга.

    Владимир Фёдоров



     
  • Ставка на отправленный вагон
    Главный мотив коллектива станции Кириши – работа на единый результат
  •  

    Коллектив станции Кириши занял первое место в отраслевом соревновании по итогам второго квартала. Предприятий-победителей за тот период на ОЖД было много, но первые премии получили всего несколько. Среди них – только одна станция.

    – Я считаю, что наша победа обусловлена сильным составом работников, – говорит начальник станции Кириши Алексей Калинин. – Высокий профессионализм помогает справляться с любым объёмом работы.
    Во втором квартале как раз были повышенные объёмы. План погрузки коллектив выполнил на 101,6%, выгрузки – на 135,5%! И хотя работники, завязанные на единый технологический процесс, относятся к разным отраслевым хозяйствам, у всех присутствует интерес к выполнению станционных показателей. «Дело в том, что наши смены организованы по принципу комплексных бригад, – поясняет специалист по управлению персоналом Людмила Лазарева. – Работники разных технологических групп объединены в один коллектив, работают на единый результат – отправленный вагон. Будь ты осмотрщик вагонов эксплуатационного депо Волховстрой или машинист локомотивного депо, твоя премия зависит от показателей работы станционной смены».
    Положительный эффект от такой формы организации труда проявляется в прозрачности начисления заработной платы. Чем больше отправила смена вагонов, тем большую премию получат работники. О наглядности результатов позаботилось руководство станции. На специальном стенде оперативно отражаются показатели предыдущей смены. У тех, кто приходит на планёрку, заступая на дежурство, перед глазами – реальный стимул. По словам Людмилы Лазаревой, это имеет большое мотивационное значение.
    Дух состязательности – не единственное, что движет коллективом. В сменах развито чувство доверия и взаимной поддержки. Прежде чем вынести какое-то предложение на суд руководителей станции, в низовом звене его всесторонне рассмотрят и придут к согласию. Особой слаженностью отличается коллектив смены маневрового диспетчера Ирины Захаровой, который чаще других добивается высших результатов. По итогам работы за девять месяцев нынешнего года смена Ирины Сергеевны вышла в безусловные лидеры, обеспечив отправление 5757 вагонов. Большая заслуга в этой победе дежурной по станции Елены Шкапы, составителя поездов Дениса Тупицына. Высокий темп задаёт руководитель смены. Ирина Захарова уже 34-й год трудится на станции, заражая коллег энергией и любовью к профессии. Свидетельством высшей квалификации стало присвоение ей в прошлом году звания «Диспетчер 1 класса».

    Галина Морозова



     
  • Экспертам дали полномочия
    Их статус и функции закреплены в новом документе Октябрьской дороги
  •  

    Начальник ОЖД Виктор Степов утвердил «Положение об экспертах по бережливому производству на полигоне Октябрьской железной дороги». Документ вступил в силу 26 сентября текущего года.

    Как пояснили в службе по управлению качеством и маркетингу, положение определяет функции, права и обязанности экспертов по бережливому производству. Оно позволит им в полной мере раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в деле сокращения потерь и совершенствования процессов.
    – Сегодня перед железнодорожниками стоят очень сложные задачи по оптимизации эксплуатационных расходов, в решении которых эксперты играют существенную роль. Однако их статус и полномочия ранее не были закреплены ни в одном документе ОАО «РЖД». С выходом положения на полигоне ОЖД всё встало на свои места. Мы первые на сети разработали и приняли к исполнению этот нормативный акт, – рассказал начальник службы Алексей Колотов.
    Положение – результат коллективного творчества. В его разработке, помимо специалистов службы по управлению качеством и маркетингу, приняли участие эксперты по бережливому производству, с которыми на эту тему были проведены опросы и круглые столы. Согласно документу, все подготовленные на магистрали 117 экспертов разделены на три группы. Первая – команда навигаторов. По словам Алексея Колотова, в неё вошли наиболее активные эксперты. На них ложится обязанность решать задачи на уровне дороги. Например, участвовать в картировании процессов на узлах, маршрутах и направлениях движения, в создании новых продуктов. Навигаторам предстоит также оказывать консалтинговые услуги, в том числе внешним потребителям. Предполагается, что председатель команды навигаторов будет ежегодно переизбираться с целью обновления форм работы. Его будут избирать из числа экспертов.
    Вторая группа – координаторы. Они займутся вопросами внедрения бережливого производства в своих подразделениях. В частности, организацией работы по подготовке и реализации проектов улучшений, по применению программы 5S, обучению персонала навыкам системы Лин. Название третьей говорит само за себя – проектная команда. Её эксперты будут включаться в рабочие группы по совершенствованию процессов и развитию производственной системы ОЖД, привлекаться к проведению аудитов по бережливому производству и другим мероприятиям.
    Кроме того, положение определяет квалификационные требования и систему мотивации. Так, эксперт должен владеть соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками, лидерскими качествами, организаторскими способностями, а также способностями к обучению и самообразованию. Статус эксперта потребуется подтверждать ежегодно посредством собеседования с представителями службы по управлению качеством и маркетингу и предоставления отчёта о проделанной работе.
    А в качестве мотивации предусматриваются ежемесячная надбавка к окладу (не менее 10%), премирование по итогам работы, включение в кадровый резерв, командировки для обмена опытом на передовые предприятия разных отраслей и некоторые иные преференции. Планируется также награждение значком «Лучший эксперт по бережливому производству» и иной сувенирной продукцией с логотипом РЖД.
    Вступление в силу положения должно упорядочить деятельность эксперта, включая взаимоотношения с руководителем предприятия, проектным офисом и узловой рабочей группой, а также повысить его авторитет. А это, в свою очередь, поможет поднять работу по внедрению бережливого производства на качественно новый уровень.

    Богдан Ярусев



     
  • Сами себе тренеры
    Дорога теперь сама обучает специалистов по качеству
  •  

    На Октябрьской дороге приступила к занятиям очередная, десятая по счёту, группа экспертов по бережливому производству. Следует подчеркнуть, что готовится она не сторонними тренерами, а специалистами по качеству ОЖД.

    Примечательно, что в сформированной группе, кроме работников службы по качеству и маркетингу и дирекции по ремонту тягового подвижного состава, есть представители Северо-Западного филиала ООО «ТМХ-Сервис», на баланс которого недавно были переданы все локомотивные ремонтные депо полигона магистрали. Руководство компании само обратилось с просьбой подготовить для них экспертов по бережливому производству.
    – При передаче функций обслуживания тягового подвижного состава перед нами была поставлена задача обеспечить преемственность опыта Октябрьской дороги в системе управления предприятиями «ТМХ-Сервис». В связи с этим разработан и реализуется сейчас комплекс мероприятий, в том числе и программа по бережливому производству. А для того чтобы внедрить Лин-технологии, нужны специалисты, владеющие соответствующими навыками и компетенциями, – пояснил ведущий технолог отдела ремонта СЗ филиала «ТМХ-Сервис» Виктор Родионов, который тоже осваивает квалификацию эксперта по бережливому производству.
    В группе из семнадцати человек десять – представители «ТМХ-Сервис». В основном это инженерно-технические работники и руководители среднего звена: бригадиры, мастера участков, начальники смен.
    – Слушатели пройдут ускоренный, трёхмесячный вместо полугодового, курс обучения. Изучат основные Лин-инструменты: картирование, канбан, программу 5S, освоят методы организации работы по подготовке и реализации проектов улучшений. За теорией в качестве закрепления пройденных уроков последуют практические занятия, – рассказал преподаватель курсов, начальник отдела службы по управлению качеством и маркетингу Константин Озеров.
    Знания экспертов по бережливому производству СЗ филиалу «ТМХ-Сервис» понадобятся уже в самое ближайшее время. Как сообщили в компании, сейчас здесь совместно со специалистами дирекции тяги разрабатывается межфункциональный проект по совершенствованию навыков вождения локомотивных бригад и их действий в нештатных ситуациях. Предполагается, что этот проект в пилотном режиме будет реализовываться в Великих Луках на двух предприятиях – локомотивных сервисном и эксплуатационном депо.
    Кроме того, готовится план мероприятий по внедрению бережливого производства на 2015 год.

    Валентин Петров



     
  • «Зелёное чудо» ОЖД
    Благодаря дороге зарегистрирован памятник природы
  •  

    В редакцию пришло письмо из Дирекции по управлению особо охраняемыми природными территориями Новгородской области (структура Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов). Эколог Светлана Гетманцева сообщает, что благодаря Октябрьской железной дороге принято постановление правительства Новгородской области № 454 о памятнике природы регионального значения «Чудо-поляна у станции Мойка».

    «Наша дирекция очень благодарна сотрудникам Октябрьской железной дороги за помощь в создании особо охраняемой природной территории», – пишет Светлана Михайловна. Также она благодарит за помощь и нашу редакцию.
    А речь идёт о следующем. Участок «влажного луга» у остановочного пункта Мойка, близ Мойкинского сельского поселения Батецкого района, сохранил 127 видов редких растений, часть из которых занесена в Красные книги РФ и Новгородской области. На участке всего в четверть гектара – исключительное обилие редких видов, лекарственных растений, притом что за его границами во всей округе ничего подобного не обнаружено. Эту уникальную поляну, которая чудом избежала земляных работ, строительства сооружений, зафиксировали ещё в 2005 году сотрудники НовГУ им. Ярослава Мудрого. Семь последних лет территорию загадочного луга изучали специалисты Ботанического института РАН. Созданы научные гербарии. Естественно, встал вопрос об официальной регистрации особо охраняемой территории – памятника природы.
    – Решить этот вопрос без Октябрьской железной дороги было невозможно, так как чудо-поляна находится полностью в полосе отвода ОАО «РЖД», идёт вдоль насыпи, – сообщила нам Гетманцева, с которой мы тут же связались.
    Как мы выяснили, юристы и специалисты ОАО «РЖД» подробно изучили вопрос создания этого памятника природы в полосе отвода (естественно, без изъятия земельного участка у пользователя и владельца), как он будет охраняться, использоваться для экскурсионной и научной деятельности. В конце концов железнодорожники дали добро, документ получил необходимое согласование, и только после этого вышло знаменитое постановление за подписью губернатора области Сергея Митина. Теперь есть уверенность, что и дорога не нароет канав поперёк чудо-луга, и возможный субарендатор его не тронет. Правда, осталось решить ещё несколько вопросов, выходящих за рамки документа. Как считают специалисты, луг нуждается в ежегодном... обкашивании.
    – Как это ни странно звучит, чтобы многолетние редкие растения на чудо-поляне росли лучше, возобновлялись, их надо косить, – говорит Гетманцева. – Местные жители косили их на корм, но животных, которым нужно сено, становится мало. Сейчас мы даже просим косить добровольцев из числа местного населения, но не факт, что сельчане будут это делать потом. Может быть, волонтёры ОЖД, участники экологического движения, могли бы помочь с этим вопросом? А мы бы организовали для них экологическую экскурсию с интересным научным комментарием.
    Вот о чём мы хотели рассказать вам, читатели. Стоит добавить следующее. Совершенно необъяснимым является существование этого «аптекарского огорода» в окружении самой обычной природы. Возникают фантастические версии: может, его сажали местные знахари, лечившие травами? Но подтверждений тому в местной молве нет. И второе. Наша газета рада, что её публикация «Чудо-поляна у станции Мойка» от 25 июля 2014 года, по признанию новгородских экологов, помогла решить вопрос с регистрацией памятника природы.

    Владимир Фёдоров



     
  • Ровесница депо
  •  

    На главной улице Кеми можно часто встретить аккуратно одетую, небольшого роста, общительную женщину – Анастасию Александровну Нестерову.

    Много пришлось пережить ей за свою долгую жизнь. Сюда Ася приехала 19-летней девушкой из вологодской деревни по оргнабору на железнодорожный транспорт. Нужны были рабочие руки, вот и направили молодых девчонок на «железку» вместо ушедших на фронт мужчин. До этого ей довелось побыть кочегаром паровоза в Вологде: отработав полтора месяца, заболела. После направили в литейный цех, где потеплее. Выучилась на формовщика-литейщика. С этой профессии и начался у Анастасии Александровны трудовой путь в Кемском депо. Расширялось предприятие, обновлялась техника. Росло и мастерство Анастасии. Выучилась на дефектоскописта. Заметив её грамотность и добросовестность, руководство депо перевело девушку техником по замерам колёсных пар. Большая ответственность за безопасность движения легла на её плечи.
    Вела в депо и активную общественную работу. После военной разрухи в свободное время озеленяла территорию, участвовала в создании памятника павшим на трудовом посту локомотивщикам, в закладке парка железнодорожников на Пролетарском проспекте. В комсомоле – работе с молодёжью – Ася впереди! Неоднократно избиралась членом профкома. Была рационализатором, внесла полезные предложения для облегчения труда дефектоскописта. За свой труд отмечена наградами: медалями «За доблестный труд в ВОВ 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями ко Дню Победы, благодарностями. В трудовой книжке – 62 записи о поощрении! Не раз её портрет украшал Доску почёта.
    В 1986 году Анастасия Александровна вышла на заслуженный отдых, отработав без малого 50 лет. И сразу подключилась к работе с ветеранами родного депо. Занималась подпиской на железнодорожные издания, разносила газеты по квартирам. Узнавая, как живут ветераны, в чём нуждаются, помогала, чем могла, и привлекала других. В работе ветеранской организации участвовала 25 лет.
    Так сложилось, что живёт она одна с кошкой Муськой. Оберегают, заботятся друг о друге. Любит Анастасия Александровна принимать гостей, угощать пирогами. В октябре ей исполнится 90 лет. Они с родным предприятием ровесники: в год её рождения было открыто локомотивное депо Кемь.

    Екатерина Томилова



     
  • Как провезти «друга человека»?
  •  

    Предложение жительницы Мурманска о включении в составы поездов дальнего следования отдельных вагонов для пассажиров с животными, под которым подписались более 12,5 тысячи человек, рассмотрели в ОАО «РЖД» и перенаправили в Минтранс.

    Введённые недавно правила провоза животных в поездах вызывают недовольство у многих. Согласно этим правилам собаку весом от 20 кг можно перево­зить теперь только в купейном вагоне при условии оплаты хозяином стоимости всех мест в купе. Таким образом, чтобы съездить на поезде с «другом человека» из Мурманска в Анапу и вернуться обратно, его владельцу нужно выложить около 80 тысяч рублей. Раньше пассажирам был доступен вполне бюджетный вариант: крупных собак перевозили в нерабочем тамбуре первого вагона. Получается, что увеличение количества брошенных животных хотя бы частично, но на совести железнодорожников.
    Мурманчанка Вероника Ларюшкина (хозяйка овчарки, вынужденная отложить запланированную поездку) отправила письмо президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину с просьбой изменить правила провоза животных и включать в составы специальные вагоны для них. «Я понимаю, что собака может доставить неудобства в плацкартном вагоне, – говорится в нём, – есть люди, которые боятся крупных собак, есть те, у кого аллергия. Я за то, чтобы был создан отдельный вагон, куда пассажиры могли бы брать с собой питомцев. Естественно, должны будут соблюдаться все ветеринарные правила провоза животных». Как нам сообщили в Мурманском вагонном участке и в Северо-Западном филиале ФПК, туда жалоба от Вероники Ларюшкиной не поступала – она обратилась сразу к президенту ОАО «РЖД». В полученном ею ответе сообщается, что руководство компании не может изменить правила перевозок, так как это прерогатива Минтранса, которому письмо и переадресовали. Однако Минтранс пока не планирует никаких уступок для собаковладельцев. Только собак-поводырей слепые пассажиры по-прежнему могут провозить с собой бесплатно в вагонах всех категорий.

    Ирина Михеева



     
  • Армейская парная
    В годы первой мировой войны появились вагоны-бани и прачечные
  •  

    Английская Railway gazette в годы Первой мировой войны писала, что из всех нововведений, порождённых ею, самым замечательным является поезд-баня. А формированием поездов-бань из вагонов, прибывающих со всей сети, занимались главные мастерские Северо-Западных железных дорог.

    В 1914 году они подготовили два состава, в которых имелись кладовые, кухни-столовые, чайные, дезинфекционные камеры, административные вагоны. Половину вагонов предоставили Екатерининская и Северо-Запад­ные дороги. Обслуживали по­езда-бани мастерские до конца Гражданской войны.
    11 ноября поезд-баню № 1 из 22-х вагонов осматривали императорская чета и их дочь Ольга. Экскурсию проводил министр путей сообщения Сергей Рухлов. Желающих посмотреть состав было так много, что его задержали на два дня, в течение которых сбор пожертвований дал почти 3 тысячи рублей. Поезд увёз с собой более 1000 пакетов тёплых вещей, собранных рабочими и служащими Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, и 16 ящиков с подарками. Свою работу он начал на станции Граево и в основном находился на передовых позициях: Млава, Цеханов, Красница... Неоднократно подвергался артобстрелам и бомбёжкам с аэропланов. Ежедневно в нём мылись более 930 человек.
    Подходить к позициям ближе, чем на 70 вёрст, поезд не мог. Поэтому инженер Алексей Клягин предложил раздельные поезда с тем, чтобы одна его часть подходила под широкую колею, а вторая – под узкую. Участники войны писали: «Нужда в бане и белье была непомерная».
    21 декабря осмотрели второй поезд-баню, после чего его отправили в Москву и далее – в Галицию. Кроме подарков, белья и банных принадлежностей в составе выдавали курево, сахар, молочные продукты, куличи.
    В октябре 1914 года начальнику Северо-Западных дорог поступило предложение о постройке двух поездов-прачечных. Подобного в России ещё не было. Логика диктовала включить в состав вагоны для персонала, склады, дезкамеру, баню, прачечную, сушильню, кухню-столовую, а также цистерны с подогревом воды, чтобы не замерзала зимой. По просьбе Генштаба включили платформу для грузовика – чтобы перево­зить грязное бельё с передовой. В конце декабря поезд был готов. Второй состав готовили с учётом опыта эксплуатации первого. Он был рассчитан на ежедневные стирки 200 пудов белья и банный приём 480 человек. 14 февраля 1915 года после осмотра поезда в Царском Селе Николай II выразил благодарность начальнику дорог Фёдору Валуеву, начальнику мастерских Михаилу Иванову и инженеру Филиппу Гончарову.
    Осенью 1915-го главные вагонные мастерские Северо-За­падных дорог получили заказ на изготовление ста дезинфекционных пароформалиновых камер. И к марту следующего года первые 16 камер включили в передвижной санитарный отряд Красного Креста. На пяти станциях Николаевской дороги появились установки для массовой дезинфекции вагонов.

    Алексей Львов



     
  • Лермонтов и путейцы
    15 октября исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта
  •  

    Сначала поговорим о двоих путейцах – родственниках поэта, о которых удалось собрать кое-какую информацию.

    Шестиюродным братом Михаила Юрьевича являлся Владимир Николаевич Лермантов (именно так, через «а», писали свою фамилию представители этой ветви рода, чей общий с поэтом предок из Шотландии поселился в России). Начав на гражданской службе, в 1812 году он поступил в армию и отличился в её заграничных походах. Затем вышел в отставку, а в 1828-м поступил ротным командиром в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где затем десять лет являлся помощником директора и уволился в 1843-м в чине генерал-майора. За это время он инспектировал строительство шоссе и два месяца в 1836 году руководил постройкой одного из участков Царскосельской железной дороги.
    Братом прабабушки поэта Анны Ивановны был Лукьян Боборыкин. Его сын Евгений в 1820 году окончил ИКИПС, служил в Кавказском округе путей сообщения, был знаком с Грибоедовым. Но после 1825 года имя инженер-капитана Е. Боборыкина исчезло из всех списков. Есть предположение, что он погиб из-за крупного карточного проигрыша. Возможно, ИКИПС окончил и брат Евгения Дмитрий.
    Мы уже рассказывали читателям о Петре Степанове, обучавшемся вместе с поэтом в начале 1830-х в Московском благородном пансионе и тогда же состоявшем вместе с ним в литературном обществе. Прежде чем прийти в 1860-х на Петербурго-Варшавскую железную дорогу, П. Степанов служил в секретном отделении канцелярии генерал-губернатора Москвы и мог знать о перипетиях, связанных с опалой поэта – в частности, в связи с написанием им стихотворения на смерть Пушкина. Он посвятил Лермонтову свои воспоминания, которые, увы, до нас не дошли.
    И ещё об этом знаменитом произведении. Не все знают, что арестовали Лермонтова не столько за написание стихотворения, сколько за его распространение. Как это произошло, выяснял будущий руководитель путейского ведомства Пётр Клейнмихель (в то время дежурный генерал главного штаба), когда в 1837 году допрашивал поэта. И добился своего, выяснил!
    Не раз встречался в Ставрополе с Лермонтовым известный инженер Андрей Дельвиг – когда в начале 1841 года исследовал возможность устроения путей сообщения на Кавказе. А побывав в Керчи, он познакомился и с доктором Мейером, который послужил Лермонтову прототипом Вернера для «Героя нашего времени».
    Исследователи обнаружили у поэта массу заимствований – начиная от имён персонажей и кончая поэтическими образами – от популярного в то время писателя-декабриста Александра Бестужева (Марлинского), служившего адъютантом главноуправляющих путями сообщения. Кстати, вероятно, поэт был знаком с другим адъютантом путейского ведомства – Василием Энгельгардтом, в доме которого на Невском, 30 он бывал не раз и выбрал его местом действия своей драмы «Маскарад». А выпускники ИКИПСа 1842 года Михаил Авдеев и 1834 года Эдуард Губер, также немало послужившие ведомству, подражали великому поэту. Но если у первого из них заимствования прослеживаются при создании образов в прозе (самый известный его роман носит название «Тамарин»), то у второго (кстати, переводчика «Фауста» Гёте) можно найти немало поэтических лермонтовских мотивов отчаяния, тоски, протеста.

    Алексей Островский



     
  • Приют художников
  •  

    130 лет назад на берегах реки Мсты была открыта дача для летней практики студентов Академии художеств. Открыл её известный меценат Василий Кокорев – общественный деятель и предприниматель, страстный собиратель живописи, принимавший участие и в железнодорожном строительстве.

    Он давно мечтал организовать заведение, где летом могли бы заниматься молодые неимущие художники. И этот замечательный природный участок оказался благодатным местом для творчества. «Это же для пейзажиста земля обетованная! – воскликнул побывавший здесь Илья Репин. – Это же сама Россия...» Дом и парк принадлежали МПС, и вскоре было получено разрешение на долгосрочную аренду территории Академией художеств. В 1884 году Академическая дача торжественно открылась. К приезду президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича с женой здесь построили, опять же на средства Кокорева, резной павильон, «дабы украшать собою местность».
    Дача сразу стала местом серьёзной работы на пленэре и пользовалась большой популярностью среди студентов. Бывал здесь и Куинджи со своими учениками. Приезд Архипа Ивановича был настоящим праздником для дачников. Живописный остров, куда он с учениками отправлялся на лодках для написания этюдов, до сих пор называют «остров Куинджи». Неоднократно приезжал на дачу и Репин, имя которого она сейчас носит. В музее сохранена «репинская» комната, где есть копия его этюда «На Академической даче».
    В 1904 году революционные настроения захватили молодых художников, дачу закрыли. Но по ходатайству Репина здесь снова закипела жизнь. После революции помещения использовали под пионерлагеря. Второе рождение дачи произошло после войны. И до сих пор она остаётся краем вдохновения, своеобразной Меккой для художников. Высокие облака, закаты, утренние туманы, душистые травы и пение птиц...

    Марина Иванова



     
  • Утомлённое сердце
    Резкий набор веса – причина для визита к кардиологу
  •  

    Отсчитывая мгновения жизни от момента рождения человека до его последнего вздоха, сердце устаёт.

    Эта усталость, или, как её называют в медицине, сердечная недостаточность, проявляет себя одышкой, утомляемостью, слабостью, а позднее и невозможностью выполнять повседневную работу. Всё это говорит о том, что сердце, чья задача снабжать ткани нашего организма кислородом и питательными веществами, «выдыхается».
    При сердечной недостаточности насосная функция сердца нарушается: клетки организма просят питания, однако полностью удовлетворить их потребности «мотор» не в состоянии. Кровеносные сосуды не обеспечивают должный приток крови в сердце, и оно само испытывает большую потребность в кислороде.
    С возрастом сердечная недостаточность проявляет себя всё больше. До 75 лет ею страдают от 1–2% взрослых людей, а после этого порога количество таких больных возрастает до 10%.
    В зависимости от того, какой желудочек сердца страдает больше, различают право- и левожелудочковый варианты сердечной недостаточности.
    Первые симптомы правожелудочковой недостаточности – отёки стоп, лодыжек и голеней обеих ног. Они возникают ближе к вечеру и проходят к утру.
    В дальнейшем отёки становятся всё более плотными и к утру уже не проходят. Больные жалуются, что обычная обувь им не подходит, и комфортно они себя чувствуют только в домашних шлёпанцах. При этом может накапливаться жидкость в брюшной полости, увеличивается переполненная кровью печень.
    Недостаточность левого желудочка приводит к застою крови в лёгких, в результате снижается количество поступающего в организм кислорода. Её основной симптом – появление, а со временем и нарастание одышки. При тяжёлой степени заболевания она может появляться даже в состоянии полного покоя.
    Самый простой метод определения перехода заболевания из лёгкой стадии в более тяжёлую – это контроль веса. Если в течение нескольких дней вы стали тяжелее на килограмм-два, значит, в организме застой жидкости.
    Прежде всего нужно выяснить первопричину сердечной недостаточности, потому что она может быть результатом разных заболеваний, из которых наиболее частые – ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония. Её появлению могут способствовать стрессы, анемия, проблемы со щитовидной железой, избыточное потребление соли, алкоголя или даже приём лекарств. И очень важно вылечить именно первичное заболевание.
    На первом этапе лечения мы подбираем медикаментозную терапию и рекомендуем уделять особое внимание питанию. Диета должна быть бессолевая и высококалорийная за счёт белков. В аптеках продаётся медицинское белковое питание, и очень важно включать его в рацион таким пациентам.
    Помимо лекарств, в лечении широко применяются электрофизиологические методы. Широко используются электроды, заставляющие сердце работать правильно. Их имплантируют в предсердие, правый и левый желудочки и настраивают так, чтобы все камеры сердца работали согласованно.


    Галина Лазаренко,
    заведующая кардиологическим отделением Научного клинического центра ОАО «РЖД»



     
  • Солоно хлебавши
    Новая формула приправы сделала жизнь диабетиков и гипертоников менее пресной
  •  

    Многим пациентам врачи рекомендуют существенно ограничить потребление соли.

    Дело в том, что хлористый натрий задерживает в организме жидкость, способствуя появлению отёков.
    При целом ряде хронических заболеваний – атеросклерозе, гипертонии, сахарном диабете и других – больным советуют и вовсе перейти на бессолевую диету. Она, по мнению врачей, может продлить пациентам жизнь на несколько лет.
    Между тем за рубежом уже выпускают заменитель обычной поваренной соли. Внешне и по вкусовым качествам он от неё не отличается, разве что немножко горчит.
    Хлорид натрия в этом продукте заменён на хлорид калия, добавлены также соли магния и кальция. Калий укрепляет сердечную мышцу, разжижает кровь. Калиевая соль нормализует водный обмен, не позволяя лишней жидкости задерживаться в нашем теле. В результате отёки исчезают, снижается вес.
    Сергей Мальгин



     
  • В гармонии с планетой
    Древние люди обвешивались магнитами, чтобы сохранить память и молодость
  •  

    Новое – это хорошо забытое старое. Подтверждение тому – современные методики магнитотерапии, истоки которых таятся в глубине веков.

    Полезные для человека свойства магнитных камней были известны ещё в древности. Считалось, например, что магнитный камень, истолчённый в порошок, хорош и как слабительное средство, и как лекарство от водянки, что он останавливает кровотечение и рассасывает опухоли. А если его принимать в определённых дозах, гарантирует бессмертие.
    В древнеиндийских «Ведах» использование магнитов называлось важнейшим лечебным методом. Считалось, что больного человека нужно уложить в постель головой на север, а ногами на юг, чтобы его тело находилось в гармонии с магнитным полем Земли. Некоторые люди до сих пор верят, что если во время зачатия ребёнка супруги находятся головой на север, то родится девочка, а если на юг – мальчик.
    В традиционной китайской медицине с помощью магнитов древние лекари восстанавливали баланс между важнейшими энергиями – инь и ян. При нарушении их равновесия, учили они, возникают болезни, которые можно вылечить, прикладывая магнитные камни к определённым точкам на теле. А тибетские монахи и сегодня особым образом прикладывают магниты к голове для улучшения концентрации внимания и способности к обучению.
    Царица Клеопатра носила магнитные амулеты, чтобы сохранить свою молодость и красоту, а римских аристократов в период её правления при помощи магнитов исцеляли от подагры. О магнитотерапии писали великие врачи и философы – Аристотель, Гиппократ, Авиценна. Знаменитый врач из Швейцарии Парацельс называл магнит «королём всех тайн» и утверждал, что воспаления, кровотечения и другие заболевания поддаются лечению магнитами лучше, чем средствами обычной медицины.
    Сильное влияние на развитие магнитотерапии оказала вышедшая в 1600 году книга Вильяма Гильберта «О магните, магнитных телах и большом магните Земля». Её автор, преуспевающий лондонский врач, лечил магнитами королеву Елизавету I, страдавшую артритом.
    В наше время опыт магнитотерапии обогатился магнитными браслетами, клипсами, поясами и прочими аксессуарами. В основе их действия лежит свойство магнитов улучшать кровообращение и состояние сосудов в местах их приложения.

    Герман Зимин



     
  • Шагая по облакам
    У дорожного мастера Олега Сафонова вышла третья книга стихов
  •  

    – Вы поэт?
    – В первую очередь – дорожный мастер. А поэзия – это моё увлечение.
    Примерно так состоялось наше знакомство. Дорожный мастер Тверской дистанции пути, железнодорожник с почти 25-лет­ним стажем, автор трёх поэтических книг, отец троих детей – всё это он, Олег Сафонов.


    У Олега Евгеньевича необычная биография. Родился в Ленинграде. Учился в Москве. Живёт в Твери, которая давно стала родной. Отец был военным, и в своё время семья исколесила всю страну. После армии Олег Сафонов пришёл работать на Октябрьскую дорогу и трудится здесь до сих пор, так же, как его прадеды и деды.
    Но это проза. Гораздо интереснее поговорить о поэзии: не так часто представители технической специальности обладают талантом облекать в стихотворную форму свои мысли, чувства, переживания. Для этого, наверное, надо быть романтиком и даже... немного рыцарем. Не случайно эпиграфом к новому сборнику «Шагая по облакам» стал средневековый рыцарский девиз: «Делай, что должен, и будь что будет».
    Олег Сафонов рассказывает, что начал писать первые стихи в школе, в 16 лет. Сейчас у 44-летнего автора уже три сборника. Последнее издание вышло в свет благодаря поддержке Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек. А материала хватит ещё не на одну книгу!..
    Многие сюжеты для стихов подсказывает, конечно, железная дорога. Стальная магистраль вдохновляет, воодушевляет, побуждает творить. Не случайно Олег Сафонов стал победителем Всероссийского поэтического конкурса РЖД «Дорожные мотивы» с произведением «Железные люди железной дороги».
    Немалое место в творчестве железнодорожника занимает и лирика: «Любовь пытается найти меня…» Во многих стихах – серьёзные и ироничные размышления о жизни, о стране, об истории и современниках, о себе самом.
    Но особенно симпатичен сборник детских стихотворений. Истории про жадину и кашалота, про дракона и куклу Лялю иллюстрированы замечательными рисунками. Как оказалось, детскими: их нарисовали ученики тверской школы № 25, которая раньше была ведомственной. Творческие встречи поэта со школьниками в стенах железнодорожного музея станции Тверь всегда проходят на ура.
    Впрочем, главный адресат детских стихов Олега Евгеньевича – его собственные дети. Они же и главные критики.
    – Для взрослых писать проще, чем для детей, – признаётся автор. – В детство, думаю, возвратиться хочет каждый – и чем дольше живёт, тем сильнее это желание.
    А всё же здорово, согласитесь, когда папа вместе со стихами Барто и Маршака читает детям на ночь и свои собственные стихи!

    Наталья Александрова
     

    ***
    Посвящается моему прадеду Якову Сергеевичу Дмитриеву, дедушкам Петру Александровичу Смирнову и Анатолию Степановичу Сафонову, дяде Владимиру Петровичу Смирнову и всем, всем железнодорожникам России.

    В далёкие годы, тяжёлые годы,
    Железные люди железной дороги,
    Себя не жалея, Победу ковали,
    Себя не щадили, собой рисковали.
    А после Победы без всякой подмоги
    Железные люди железной дороги
    Страну из руин, зубы сжав, поднимали
    И быстро артерии жизни латали…



     
  • Гудок № 187 от 20.10.2014 года
    Специальная страница "Октябрьская магистраль"
  •  

    Цистерна дала течь
    На Октябрьской дороге предотвратили химическую угрозу

    В пятницу, 10 октября, на станции Шоссейная в Санкт-Петербурге ликвидировали последствия аварийной ситуации с опасным грузом – разлива серной кислоты из неисправной цистерны.
     



     
  • Гудок № 188 от 21.10.2014 года
    Специальная страница "Октябрьская магистраль"
  •  

    Оптимизация или?..
    Численность работников сокращается, а технология остаётся прежней

    За три года линейные предприятия хозяйства электроснабжения Октябрьской дирекции инфраструктуры пережили несколько этапов оптимизации численности. В результате на сегодняшний день коллективы дистанций уменьшились в среднем на 7%. В рамках пятилетней программы, рассчитанной на 2012–2016 годы, в 2015-м пройдёт очередной этап оптимизации.
     



     
  • Гудок № 189 от 22.10.2014 года
    Специальная страница "Октябрьская магистраль"
  •  

    Так – надёжнее
    В поездной работе аутсорсеров заменили студенты

    В минувшем сезоне летних перевозок поездные бригады Северо-Западного филиала ФПК впервые за много лет обошлись без проводников фирм-аутсор­серов. Компания в целом признала практику их привлечения к поездной работе ошибочной и сумела полностью отказаться от неё. Наша беседа – о новом подходе к организации работы проводников.
     



        Copyright ©  30.09.1933 - 21.10.2014  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru