№ 11 (14452)

Время: 00:48
Понедельник, 30 Марта 2015г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
27/03/2015

№ 11 (14452)
 
 
  • Диагностика – работа творческая
    Октябрьский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры
    занял первое место в отраслевом соревновании

  •  

    В отделе расшифровки тихо, только слышен слабый гул компьютерных системных блоков. Отделённые друг от друга пластиковыми перегородками, 25 расшифровщиков зорко всматриваются в мониторы. За точками разной величины специалисты видят болтовые отверстия в рельсах, зоны стыков и дефекты.

    – Татьяна, есть подозрение на наличие поперечной трещины в головке рельса под горизонтальным расслоением. Помоги дать оценку уровня амплитуды полезного сигнала, – вполголоса обращается молодой специалист Алина Малкова к Татьяне Дек, которая работает в центре почти два года. В зоне ответственности Татьяны – полигоны Кандалакшской и Костомукшской дистанций пути.
    – Дистанции со сложным планом и профилем пути, с просрочкой по капремонту мы поручаем расшифровщикам с более высокой квалификацией и профессиональным опытом, – говорит заместитель начальника Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (ДИЦДМ) Михаил Черний. – Наши показатели растут, и в прошлом году работниками отдела было выявлено 347 остродефектных и 362 дефектных рельса, выявлено 3599 замечаний, что на 27% больше, чем в 2013-м.
    Специалист по неразрушающему контролю – товар штучный. Руководители ДИЦДМ скрупулёзно подбирали кадры, не ссылаясь при этом на возраст работников: самому старшему специалисту недавно исполнилось 30 лет.
    – Я два года отработал оператором дефектоскопной тележки – в Мгинской и Санкт-Петербург-Московской дистанциях пути, затем занимался расшифровкой. Теперь у меня глаз намётан! – говорит Дмитрий Кондратьев, который в прошлом году стал призёром сетевого соревнования среди расшифровщиков.
    Деятельность всего центра направлена на обеспечение безотказной работы устройств инфраструктуры всех подразделений дирекции. Сегодня под его крышей объединена вся диагностика – путевого хозяйства, контактной сети, СЦБ – и несколько лабораторий, исследовательская деятельность которых также направлена на недопущение брака.
    – Три года назад наш центр находился в арьергарде, а уже в 2013-м вошёл в тройку лидеров по сети. Свой вклад в победу внесли коллективы всех отделов центра, а также линейных предприятий Октябрьской дирекции инфраструктуры. Высота взята, и мы ставим цель не только держать планку, но и развиваться дальше. В ближайшей перспективе – вобрать в себя диагностику средств связи, – говорит начальник ДИЦДМ Алексей Рословец.
    Сегодня арсенал центра пополняется современными средствами диагностики. В прошлом году в промышленную эксплуатацию запущены три новых вагона-лубрикатора. В нынешнем в цеха дефектоскопии дистанций пути ОЖД поступят более 20 современных дефектоскопов, которые позволят выявлять дефекты рельсов на более ранних стадиях.

    Светлана Канаева



     
  • Коротко
  •  
    Усиленный контроль
    В течение месяца сотрудники транспортной полиции будут сопровождать кассиров-контролёров в поездах на участках Москва – Тверь и Москва – Конаково.
    Договорённость о дополнительном патрулировании при проверках в электричках достигнута между руководителями ОАО «МТППК» и ЛО МВД России на станции Москва-Ленин­градская. Это усилит борьбу с безбилетным проездом и поддержание общественного порядка.
     

    Стоимость снижается
    С 1 апреля, в соответствии с приказом комитета по тарифам и ценовой политике Лен­области, на 10% снизятся тарифы на проезд в пригородных поездах по её территории.
    За первые 14 км, вне зависимости от дальности поездки, пассажиру нужно будет заплатить 33 руб. 60 коп. и за каждый последующий километр – 2 руб. 40 коп.
    Одновременно с этим ОАО «СЗППК» изменяет стоимость абонементных билетов: по отношению к установленной (с 21 февраля 2015 года) она снизится в среднем на 16%.

    Ресторанные скидки
    Участники программы «РЖД Бонус» получают теперь 7-процентную скидку в столичных вокзальных ресторанах «Росинтер».
    В частности, на Ленинградском вокзале Москвы скидка предоставляется в трёх точках: «IL Патио», «Costa Coffee» и «TGI Friday’s».

    Через всю страну
    В рамках реализации стратегии расширения географии интермодальных перевозок контейнеров транспортная группа FESCO открыла новое направление: Юго-Восточная Азия – Владивосток – Санкт-Петербург.
    В марте из Владивостока до станции Шушары уже были отправлены два таких поезда. А в дальнейшем они будут ходить по этому маршруту раз в неделю. Услуга ориентирована на перевозку грузов, следующих из портов Юго-Восточной Азии через Владивостокский морской торговый порт, а также сформированных в Дальневосточном регионе.
    Перевозка контейнеров организована в формате закольцованного маршрута – с обратной отправкой из Санкт-Петербурга во Владивосток и через Владивосток в Юго-Восточную Азию и в порты Дальнего Востока России – Петропавловск-Кам­чатский, Магадан, Корсаков.
    По мнению разработчиков проекта, это должно значительно увеличить грузовые потоки между Дальневосточным и Северо-Западным регионами.

    Открытые двери
    Несколько десятков мальчишек и девчонок 24 марта пришли в управление ОЖД. В зале селекторных совещаний их ждали начальник дороги Олег Валинский со своими коллегами.
    Именно для прямого общения с руководителями РЖД, для участия в видеоконференции проекта «Открытые двери компании» прибыли сюда старшеклассники железнодорожных школ Куйбышевской, Приволжской, Горьковской, Октябрьской и других дорог сети. Кроме Петербурга, площадками видеоконференции стали студии в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, где также собрались ребята, решающие жизненный вопрос: быть ли железнодорожником?
    К ним обратились президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, председатель Роспрофжела Николай Никифоров, старший вице-президент, главный инженер компании Валентин Гапанович, председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта Николай Гром. Юные участники акции задали им вопросы, посмотрели видеофильмы.

    Владимир Викторов


    Знай свой манёвр
    В Мурманском доме культуры железнодорожников прошёл Единый день адаптации молодого специалиста, в котором приняли участие работники всех структурных подразделений региона.
    Заместитель начальника Октябрьской дороги Игорь Поликарпов и заместитель главного инженера Владислав Евплов, другие региональные руководители и профсоюзные деятели рассказали собравшимся о перспективах работы в компании «РЖД» и социальных льготах и гарантиях для молодёжи.
    Недавно пришедшие на железную дорогу специалисты получили полное представление о производственной, инновационной и рационализаторской деятельности, системе обеспечения безопасности движения, планах развития Мурманского транспортного узла.
    Специалисты Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики организовали для участников Единого дня адаптации деловую игру по отработке взаимодействия бизнес-блоков компании.

    Галина Андреева


    Концерт на вокзале
    Хор театра оперы и балета из Екатеринбурга выступит на Ленинградском вокзале Москвы.
    Это выступление откроет программу фестиваля номинантов на высшую национальную театральную премию «Золотая маска», который выходит за пределы театральных залов – на столичные улицы.
    Три недели, до середины апреля, артисты будут выступать не только на вокзале, но и в библиотеке, и даже на рынке.
    Проект родился в прошлом году, когда «Золотая маска» отмечала своё 20-летие. Идея таких выступлений, делающих театр более открытым и доступным для широкой публики, была с энтузиазмом принята театрами и поддержана зрителям.
    В этом году программа расширилась с точки зрения и количества участников, и представленных жанров и видов искусства.

    Ирина Серёгина

    Жизнь ребёнка в опасности
    В семью инженера Учебного центра повышения квалификации ОЖД Александры Дениско пришла беда: 10-летней дочке Ангелине поставлен диагноз «острый миелобластный лейкоз М2» (рак крови).
    Семья Дениско благодарит всех сотрудников Октябрьской дороги, которые помогли собрать денежные средства на оплату донора и операцию по пересадке костного мозга. Но в посттрансплантационном периоде необходимы дорогостоящие лекарственные препараты, поэтому семья вынуждена повторно обратиться за помощью.
    Самостоятельно собрать необходимую сумму Александра Владимировна возможности не имеет. Поможем вернуть девочку к нормальной жизни: даже 100 рублей – это огромная помощь!
    Номера банковских карт для перевода денег с карты на карту:
    «ВТБ24» 4150 4050 0165 0382
    «СБЕРБАНК» 4276 8800 7060 6599

    Реквизиты банков-получателей для перевода денег между банковскими счетами (получатель Дениско Александра Владимировна):


    «ВТБ24»
    Счёт 40817810222011961103
    БИК 044525171
    КПП 775043002
    К/с 30101810800000000171

    «СБЕРБАНК»
    Лицевой счёт 42307810155136804527
    ИНН 7707083893, БИК 044030653
    Кор. счёт 30101810500000000653



     
  • Чтобы уметь управлять
    Руководители ОЖД учились на сессии «Живая культура»
  •  

    По-студенчески живо, но с большой «взрослой» эрудицией топ-менеджеры дороги, начальники регионов и региональных дирекций, собравшиеся в ОЦНТИБ на Обводном канале, обсудили проблемы руководства коллективами, мотивации, поощрений и наказаний и т.д.

    – У нас руководителю не говорят правду, потому что боятся его!
    – Это авторитарному руководителю. Умный всегда и всё обсудит с коллективом.
    – И зря. Коллектив ждёт от начальника не болтовни на лавочке, а стратегических решений.
    – Это вы себя так позиционируете?
    Впрочем, всё началось не с жаркого спора на круглых столах, где назывались проблемы и разрабатывались проекты. Первым этапом было собрание в актовом зале, где к его участникам обратились вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, бизнес-тренер Ирина Шиянова из компании «Тренинг-Бутик» (образовательные программы для бизнеса), первый заместитель начальника ОЖД Андрей Кузменков.
    – Проект «Живая культура» в ОАО «РЖД» впервые был реализован летом 2014 года на Горьковской железной дороге с охватом территориальных управлений в Ижевске, Кирове, Казани, Муроме и Нижнем Новгороде, – подчеркнула Ирина Шиянова. – И там уже вышли на этап конкретных решений.
    – Призываю вас нестандартно подойти к повестке дня! – заметил Дмитрий Шаханов.
    Напомним, что проект «Живая культура», включающий интеграцию внутри компании, осознание её ценностей, совершенствование руководства, на нашей дороге стартовал в октябре 2014-го, прошёл по регионам, дирекциям. И сессия управленцев 20 марта в Санкт-Петербурге, длившаяся около восьми часов, – завершающий этап. На круглых столах здесь составили карты проблем, затем разработали проекты и защитили их перед экспертной группой, в которую вошли начальник ОЖД Олег Валинский, вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и ряд других руководителей. Выдвинуты десятки различных предложений, в том числе: резко сократить число неэффективных совещаний с размытой повесткой дня, пореже «дёргать» руководителей с места, мешая им работать, избегать излишней централизации в решении даже мелких проблем.
    Творчески себя проявили заместители начальника ОЖД Андрей Панков и Виталий Тришанков, председатель Дорпрофжела Александр Голубев, заместитель главного инженера дороги Сергей Можин и десятки их коллег.

    Владимир Фёдоров



     
  • Скромность украшает профессионала
    Мастерство составителя признано на сетевом уровне
  •  

    Дежурные по станции Малая Вишера знают: если в их смене Дмитрий Ильичёв, разжёвывать, что и как делать, не придётся. Он выполнит все необходимые операции по формированию и расформированию поездов наиболее рациональным образом. Развезёт вагоны на фронты выгрузки и погрузки. Выведет порожний подвижной состав с путей общего и необщего пользования. В общем, сделает максимум из возможного для того, чтобы обеспечить выполнение сменного задания.

    Недаром в феврале нынешнего года Дмитрию Ильичёву присвоено звание «Мастер формирования поездов 1 класса». Между прочим, не каждому составителю поездов удаётся за семь лет (такой стаж работы у Дмитрия) стать мастером. Начальник станции Малая Вишера Владимир Румянцев считает, что в профессиональном становлении Дмитрия решающее значение имели личные качества. Исключительное трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству в том деле, которое выбрал. Именно эти качества и отличают мастеров.
    – Следует отметить, что Дмитрий Николаевич не только чётко выполняет поставленные задачи, но и видит, как можно улучшить процесс, – говорит Владимир Юрьевич. – Так, по его предложению на станции поменяли места установки ящиков для хранения тормозных башмаков. В результате более рационального их размещения сократили время на операции и ускорили процесс закрепления подвижного состава.
    Подобное предложение было подано Дмитрием Ильичёвым и для владельца пути необщего пользования ООО «Мадок». После установки дополнительных ящиков для хранения тормозных башмаков времени на обработку подъездного пути тратится меньше.
    Кроме сторонних предприятий, Малая Вишера обслуживает множество железнодорожных подразделений. Подача и уборка вагонов на пути Санкт-Петербург-Московской дистанции электроснабжения, Маловишерского локомотиворемонтного депо, дистанции пути занимают значительную долю в общих объёмах маневровой работы. На путях станции на круглосуточном боевом расчёте находится пожарный поезд. На примыкающих путях дислоцируются аварийные бригады по ремонту контактной сети, база путевой и снегоочистительной техники. Так что в задачи движенцев входит не только эксплуатационная работа по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей, но также формирование и отправление хозяйственных поездов на путевые и путеизмерительные работы. Зимой отсюда отправляются на линию снего­уборочные и снегоочистительные машины.
    Столь сложная «конфигурация» маневровой работы вносит определённую сложность, но зато препятствует превращению профессиональных обязанностей составителя поездов в набор автоматических функций. Дмитрий Ильичёв – работник творческий, говорят коллеги. При этом он обладает редкой в наши дни скромностью и всеми способами старается спрятаться от славы. После получения звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» наотрез отказался «светиться» и дать хоть небольшое интервью.
    На железной дороге Дмитрий оказался по случаю, по жизненным обстоятельствам. Ехал как-то в поезде из Питера в сторону Москвы и в районе Малой Вишеры встретил свою судьбу в лице прекрасной попутчицы. Нашлась и работа в пункте чудесной встречи – составителем поездов на железнодорожной станции. Так что Дмитрий без сожаления поменял столичную жизнь на провинциальную. А его новая профессия оказалась приложением к личному счастью.

    Галина Морозова



     
  • Депо Мурманск: эффект – четыре миллиона
    Усовершенствована технология работы локомотивных бригад
  •  

    В эксплуатационном локомотивном депо Мурманск (ТЧЭ-28) успешно реализован проект изменения технологии поездной работы в грузовом движении на участке Мурманск – Оленегорск – Кандалакша. Экономический эффект от улучшения технологии работы локомотивных бригад определён в размере 4 млн 67 тысяч рублей в год.

    Сегодня уже можно констатировать: команда под руководством начальника ТЧЭ-28 Александра Кучина, разработавшая этот проект ровно год назад, в марте 2014-го, достигла за минувшее время всех поставленных тогда перед собой
    целей.
    За счёт исключения неграфиковых стоянок грузовых поездов мурманчанам удалось на 5,2% повысить участковую скорость, а за счёт снижения случаев переотдыха локомотивных бригад в ДОЛБ – сократить на 10% время их оборота. Повысился уровень соблюдения графиковой дисциплины всеми участниками перевозочного процесса. И, как следствие, с прежних 65 до 86% увеличилось количество проследовавших по графику грузовых поездов. Кроме того, оптимизированы расходы на оплату труда локомотивных бригад и на 3689 часов снижен объём их сверхурочной работы по итогам минувшего года.
    Как сообщил нам начальник отдела эксплуатации Октябрьской дирекции тяги Константин Онищенков, локомотивные бригады на участке Мурманск – Оленегорск – Кандалакша работают теперь по именному графику с подвязкой семи пар грузовых поездов.
    – Прежде работа осуществлялась по вызывной системе, потери времени из-за неграфиковых стоянок, позднего отправления локомотивных бригад и их смены на линии при проведении одной пары поездов на участке Мурманск – Оленегорск составляли 1 час 2 минуты, а на участке Мурманск – Кандалакша – 1 час 57 минут, – рассказывает начальник депо Александр Кучин. – Сейчас эти потери исключены. На первом из названных мной участков измеряемые в человеко-часах трудозатраты удалось сократить на 19%, на втором – на 17%.
    В рамках реализации этого же проекта был организован новый пункт заступления локомотивных бригад маневрового вида движения по станции Кола. Это исключило необходимость следования машинистов и помощников пассажирами из Мурманска в Колу. Также была введена практика использования машинистами и помощниками общественного автотранспорта на участках от Мурманска до Заполярной и до Оленегорска. Она позволила получить экономию эксплуатационных расходов за счёт отказа от автотранспорта ООО «Кадровый центр» для доставки локомотивных бригад под поезда.
    Именные графики движения грузовых поездов с «завязкой» локомотивных бригад составляются ежемесячно. Мониторинг их использования в депо Мурманск ведётся ежесуточно, что позволяет в случае необходимости оперативно принимать корректирующие меры.
    Проект изменения технологии поездной работы в грузовом движении на участке Мурманск – Оленегорск – Кандалакша был в 2014 году выдвинут на участие в конкурсе «Бережливое производство в ОАО «РЖД», но по итогам открытого голосования победителем не стал. Это не мешает признать его эффективность. Приказом начальника Октябрьской дирекции тяги Алексея Лебедева были материально поощрены все члены разработавшей проект деповской группы: заместитель начальника ТЧЭ-28 по эксплуатации Павел Варфлусьев, ведущий технолог техотдела Леонид Шевчук и технолог этого же отдела Сергей Павлов, начальник резерва локомотивных бригад Ольга Никонова и ведущий экономист Ольга Абашина.

    Ирина Верховная



     
  • Профсоюз – за бережливость
    Оптимизировать производство путём экономии ресурсов и применения новаторских предложений
  •  

    Годом бережливого производства объявил профсоюз 2015-й. Для трудовых коллективов и отдельных работников установлены специальные премии за лучшие достижения на этом направлении.

    Во многих профсоюзных организациях, где председатели прошли соответствующие курсы обучения, идеи бережливого производства активно воплощаются в жизнь.
    Так, в эксплуатационном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский профсоюз совместно с администрацией разрабатывает проект по переносу технического обслуживания маневровых тепловозов на другую площадку. Цель данного проекта – высвобождение пункта технического обслуживания локомотивов на «сортировке». Тем самым можно будет увеличить количество выполнений ТО-2 до двух электровозов. Таким образом планируется снизить накладное время у локомотивных бригад в грузовом движении. Сейчас ведётся расчёт сумм, которые удастся сэкономить благодаря реализации проекта.
    – Подобные курсы обучения для председателей профсоюзных первичек – это хорошая школа, – считает председатель профсоюзной организации депо Евгений Баранов. – Они дают объёмное представление, как на предприятиях реализуются принципы бережливого производства, что в результате позволяет на равных вести диалог с администрацией.
    В разработку функционального проекта вылился опыт обучения и председателя проф­союзной организации дирекции пассажирских обустройств Бориса Пальцева.
    Тема работы – организация ремонта пассажирских платформ с применением мобильных модульных пунктов и разборного склада. Предполагаемый экономический эффект – порядка
    1 млн рублей.
    – В обучении бережливому производству интересна не только идея разработки функциональных проектов – данная программа организует самого человека, – говорит Борис Николаевич. – Эффективная работа начинается с правильной организации своего рабочего места, служебного кабинета, документации – это мобилизует работника, настраивает на высокую производительность труда. Кстати, когда-то, очень давно, это называлось «научная организация труда». И поскольку проект бережливого производства воплощается по всей дороге, профсоюзные лидеры должны чётко представлять, о чём речь. Например, на нашем предприятии состояние рабочих мест теперь проверяем не только с точки зрения охраны труда, но и с точки зрения бережливого производства.

    Наталья Александрова



     
  • Уверенность в будущем
  •  

    Современные непростые тенденции развития глобальной и российской экономики ставят перед холдингом «РЖД» масштабные задачи по укреплению позиций на мировом транспортно-­логистическом рынке.

    Руководство компании чётко осознает, что устойчивое развитие холдинга зависит не только от обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, внедрения новых технологий и оптимизации бизнес-процессов, но и в значительной степени от включённости сотрудников в решение задач стратегической важности.
    Сегодня мы всесторонне вовлекаем молодёжь в решение общекорпоративных задач и оказываем всестороннюю поддержку новым идеям, амбициозным планам и стремлениям молодого поколения железнодорожников. Мы с уверенностью смотрим в будущее отрасли и хорошо понимаем острую необходимость в привлечении квалифицированных сотрудников с активной жизненной и гражданской позицией, обладающих сильной мотивацией в достижении сложных целей.
    Наша компания, как один из крупнейших работодателей в России, создаёт благоприятные условия для молодых людей, которые открыты новым знаниям, нацелены на саморазвитие и способны быть лидерами. Мы и впредь будем сохранять статус социально ответственного работодателя, развивать существующую систему адаптации молодых сотрудников, улучшать условия труда, поддерживать новаторские идеи и проекты молодёжи, их общественно значимые инициативы.
    У меня нет сомнений в том, что молодое поколение железнодорожников осознаёт ту высокую ответственность, которая возложена сегодня на них обществом и государством.
    Мы – единая железнодорожная семья. Только работая все вместе и понимая роль каждого из нас в общем созидательном деле, мы сможем достигнуть намеченных целей.

    Владимир Якунин,
    президент ОАО «РЖД»



     
  • Горизонты развития
    Содействие профессиональному и личностному росту сотрудников – ключевая задача молодёжной политики
  •  

    В этом году мы будем отмечать 12-летие со дня образования ОАО «РЖД». Двенадцать лет для развития компании – это совсем немного, можно сказать, что мы ещё молодая компания. Но при этом в довольно короткий срок и в достаточно сложных условиях реформы отрасли было сделано очень многое.

    Изменились структура компании и система её управления. Была сохранена устойчивость, обеспечены доступность и безопасность перевозок в национальных масштабах, создана новая бизнес-модель холдинга. Сегодня в числе наших главных приоритетов – улучшение взаимодействия между бизнес-блоками, повышение клиентоориентированности и развитие корпоративной культуры.
    Безусловно, построение новой системы управления не могло произойти без изменения подходов к управлению персоналом, к его мотивации, развитию и поддержке. В этих вопросах мы ориентируемся на лучший мировой корпоративный опыт. Сотрудники – это главная ценность любой организации. Ведь именно от работников зависит, насколько эффективно будут реализованы те задачи, которые обозначены в «Стратегии развития ОАО «РЖД» на период до 2030 года». Особое внимание в компании уделяется привлечению и развитию молодых работников. Уровень задач, стоящих перед «Российскими железными дорогами», таков, что для их решения необходимо привлекать лучшие кадры – грамотных, целеустремлённых, инициативных, умеющих учиться сотрудников. И чем глубже наша компания интегрируется в мировой транспортно-логистический рынок, тем выше должен быть уровень квалификации и компетентности наших работников. Сегодня мы интересны для талантливой и амбициозной молодёжи в первую очередь масштабом своих проектов, статусом компании, её значением для экономики страны, возможностью решать глобальные задачи, а также привлекательным социальным пакетом.
    Но молодёжь мало привлечь. Её ещё нужно уметь удержать. Дать молодым специалистам возможность для развития, открыть им перспективы для личностного, профессионального и карьерного роста. Только в этом случае нам удастся включить молодёжь в решение корпоративных задач, сохранить преемственность поколений и в конечном счёте обеспечить комплексное развитие компании.
    Сейчас с уверенностью можно сказать, что за годы реализации целевой программы «Молодёжь ОАО «РЖД» была выстроена целостная система по работе с молодёжью, способствующая повышению вовлечённости молодых сотрудников в жизнедеятельность компании, в том числе в инновационное творчество и улучшение производственных процессов.
    Мы смогли значительно увеличить долю молодых работников в кадровом составе компании. Сегодня около трети от общего количества работающих в ОАО «РЖД» составляют сотрудники в возрасте до 30 лет, при этом четвёртая часть всех молодых работников – специалисты и руководители. Сегодня «Российские железные дороги» являются привлекательным работодателем. Уверен, что мы сможем реализовать свою стратегическую цель и в ближайшей перспективе войти в топ-5 наиболее привлекательных работодателей в России.
    Хотелось бы отметить, что в целом тренды развития социально-демографической ситуации в России не внушают особого оптимизма: отмечается снижение численности работоспособного населения и доли молодёжи в нём. Это значит, что конкуренция на рынке труда, и особенно за молодых работников, в будущем будет только усиливаться. Именно поэтому развитие системы привлечения, адаптации и наставничества в компании является одним из наших приоритетов в сфере управления персоналом.
    Другой важной задачей является совершенствование системы работы с молодёжным резервом. Мы начинаем формировать резерв на основе компетенций и потенциала личностного роста, это позволит нам получить для компании управленцев, которые в дальнейшем будут способствовать устойчивой работе бизнес-блоков компании и холдинга в целом.
    И здесь я хотел бы подчеркнуть важность взаимодействия компании и молодого работника. Мы делаем шаг навстречу молодым, создаём среду, запускаем специальные образовательные проекты, которые помогают в развитии тем, кто уже смог сформировать базис необходимых компетенций, кто стремится к самореализации и открыт к взаимовыгодному сотрудничеству с компанией.
    Безусловно, учитывая развитие международного сотрудничества и рост числа реализуемых компанией зарубежных проектов, дополнительные преимущества предоставляются молодым работникам со знанием иностранных языков. Для них наряду с общими программами доступны специальные возможности. Речь идёт, в частности, о возможности посещения передовых объектов железнодорожного транспорта и встреч с представителями наших стратегических зарубежных партнёров в рамках прохождения международных стажировок, а также о возможности получения бизнес-образования в ведущих бизнес-школах мира.
    Работа с молодёжью в холдинге ведётся по широкому фронту. При этом главной задачей для кадрового блока было и остаётся удовлетворение потребности РЖД в профессионалах, способных содействовать развитию компании. Именно этот фактор, а также опыт развития международного молодёжного сотрудничества в 2006–2014 годах станут основой для разработки обновлённой целевой программы «Молодёжь ОАО «РЖД» на период до 2020 года». Это одна из важнейших задач на 2015 год. В новой программе найдут отражение как доказавшие свою эффективность практики, так и новые актуальные подходы, направленные на развитие корпоративного молодёжного сообщества.
    Можно с уверенностью сказать, что компания и в дальнейшем будет поддерживать молодёжь и предоставлять ей все возможности для всестороннего развития. Мы намерены внедрять и развивать новые подходы, учитывающие поколенческие особенности современной молодёжи и позволяющие ещё более эффективно раскрывать и использовать потенциал молодых работников для развития бизнеса компании.

    Дмитрий Шаханов,
    вице-президент ОАО «РЖД»



     
  • Точка опоры
  •  

    Ежегодно в ОАО «РЖД» приходят около 9 тыс. молодых специалистов. Важно, чтобы, начиная свой трудовой путь, они получили целостное представление о компании, почувствовали себя частью команды, работающей ради общего результата.

    С этой целью ведётся активная работа по совершенствованию механизмов и подходов для быстрого и эффективного вовлечения молодых сотрудников в деятельность холдинга.
    С момента появления первых железных дорог одной из базовых ценностей корпоративной культуры железнодорожников была и остаётся передача профессионального опыта от одного поколения к другому. Можно без преувеличения сказать, что во все времена ключевую роль в становлении и развитии работников играл наставник – проводник и транслятор корпоративных традиций и ценностей компании, которые служат для молодых железнодорожников ориентиром в их профессиональном и личностном развитии. Социологические исследования в ОАО «РЖД» подтверждают, что наставничество играет одну из ключевых ролей в развитии всей системы адаптации. Поэтому для компании важно поддерживать и развивать этот институт, предоставлять наставникам дополнительные возможности для их профессионального и личностного роста.
    В 2014 году в компании стартовал новый общесетевой проект – Единый день адаптации, основная задача которого – сформировать у вновь принятых на работу сотрудников представление о компании, структуре, принципах работы ОАО «РЖД» и корпоративной культуре. Проведённые мероприятия показали, что подобный формат позволяет новым работникам оперативно погрузиться в специфику деятельности и происходящие изменения в ОАО «РЖД». Можно с уверенностью сказать, что внедрение в прошлом году нового общесетевого проекта во многом укрепило действующую систему адаптации в компании.
    Внешняя среда, изменения внутри компании, а также отраслевая специфика определяют высокие требования для молодых работников. В свою очередь, компания создаёт все условия для развития и роста специалистов, в том числе заботится о социальном благополучии молодых сотрудников. В этом году запланирована масштабная работа по совершенствованию и развитию системы наставничества и адаптации в компании. Мы учитываем лучшие практики и опыт, действующие в этой области, и не забываем про наши добрые железнодорожные традиции. Благодаря этому будут разработаны новые ­обучающие программы для наставников и молодых специалистов и актуализирована система мотивации наставников.

    Антон Награльян,
    начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД»



     
  • Спасибо делом
    Ветеранам нужны помощь и поддержка молодых работников компании
  •  

    В этом году страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Трудно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Значительный вклад в дело Победы внесли и железнодорожники, приближавшие её своими героическими подвигами.

    В мирное время каждый молодой человек должен задумываться о цене Победы над немецко-фашистскими захватчиками во Второй мировой войне. Не только о том, насколько велик подвиг наших дедов и отцов, но и о всесторонней помощи, которую каждый из нас может оказать ветерану.
    Это лучший способ сказать героям войны спасибо. Поэтому поддержка ветеранов – одно из ключевых направлений, которое активно развивает молодёжь ОАО «РЖД».
    Перед праздником ребята примут участие в субботниках, социальных и благотворительных акциях, а также трудовых десантах, целью которых станет наведение порядка на мемориальных объектах Великой Отечественной войны.
    Во всех регионах пройдёт большое количество мероприятий, организованных компанией. Самым масштабным из них станет конкурс «Навстречу Великой Победе!», включающий массу проектов – от записи социальных роликов до велопробега.
    Не первый год при поддержке молодёжи компании проходит и общероссийский проект «Бессмертный полк». Отдавая дань памяти и уважения доблести, мужеству и героизму советских солдат, 9 Мая работники на всей сети, а также студенты отраслевых вузов пройдут с фотопортретами отцов, дедов, прадедов по улицам своих городов.
    «В ряде регионов участие в акциях, посвящённых Дню Победы, стало традицией. С каждым годом у нас возрастает количество участников как среди молодёжи, так и среди руководителей всех уровней», – говорит начальник сектора реализации молодёжной политики Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики (ДЦОМП) Северо-Кавказской дороги Александр Казимов.
    Практически на каждой магистрали проходят мероприятия, направленные на помощь и поддержку ветеранов. Например, молодёжь Куйбышевской дороги организовала акцию «Мы рядом», когда группа инициативных молодых людей выезжает к ветеранам и оказывает им посильную помощь по хозяйству.
    «Сейчас мы стараемся узнать о нуждах ветеранов, может быть, нужна какая-то физическая помощь или что-то сделать по дому. Но больше всего, конечно, они ждут от нас простого внимания и общения», – говорит начальник сектора реализации молодёжной политики ДЦОМПа Куйбышевской дороги Елена Бородина.
    О том, что больше всего ветераны ценят именно внимание, говорит и председатель комитета по молодёжной политике Октябрьской железной дороги Дмитрий Бабич: «В феврале мы организовали встречу с ветеранами в Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Они рассказали о годах войны, чем занимались в то время. Разговор был обоюдно интересным».
    Очень часто ветераны, по словам организаторов акций, отказываются принимать подарки и даже помощь по хозяйству, уверяя, что сами могут обеспечить себя и содержать в порядке дом. Поэтому инициативная молодёжь Калининградской дороги решила подойти к этому вопросу творчески, чтобы и ветеранов не обидеть, и без подарков их не оставить.
    «Вместе с воспитанниками наших отраслевых детских садов мы делаем открытки ветеранам. Думаю, приятно получить такой подарок, ведь дети всё делают искренне и от души», – говорит начальник сектора оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Калининградской дороги Наталья Вишня.
    На Западно-Сибирской дороге с этой же целью запущен фотопроект «Железнодорожники во времена Великой Отечественной войны». К нему уже подключились студенты Сибирского государственного университета путей сообщения и молодые работники компании, увлечённые искусством фотографии.
    Фотосессия пройдёт с участием актёров из любительских коллективов студентов и работников дороги, а также всех тех, кто готов попробовать себя в ретрообразе. В результате должны получиться постановочные фотографии, изображающие исторические события Великой Отечественной. Готовые работы будут размещены в разных районах Новосибирска во время празднования юбилея Великой Победы.
    Трудно подобрать слова, которые смогли бы выразить то безмерное уважение и любовь, какие мы все  испытываем к героическому поколению победителей. С окончанием войны не закончился их подвиг – хватило сил, энтузиазма, мужества восстановить города из руин, построить новые производства, создать сильную, мощную страну. Мы должны быть им безмерно благодарны.
    Сама жизнь наших отцов и дедов и сегодня служит примером, даёт уверенность в своих силах. Тяжёлые годы войны – это не только наша история и история участия железнодорожников в общей победе, но и ценнейшие уроки для будущего. На опыте Победы мы убеждаемся в том, что только мужество и стойкость, труд и ответственность, дружба и сотрудничество, верность традициям являются надёжной гарантией преодоления всех трудностей, залогом безопасности и процветания нашей любимой Родины.

    Юлия Соловьёва



     
  • Выгодный обмен
    Международное сотрудничество расширяет границы
  •  

    Укрепление позиций ОАО «РЖД» на мировом транспортно-логистическом рынке является одним из важнейших направлений развития компании. Сегодня холдинг активно интегрируется в евразийскую транспортную систему и реализует совместные проекты с ведущими железнодорожными компаниями мира. Для дальнейшего развития партнёрских отношений и обмена лучшими мировыми практиками в области технологий и управления компания активно вовлекает в международную деятельность молодых и перспективных работников.

    Для молодых железнодорожников, владеющих иностранными языками и желающих развиваться вместе с компанией, ОАО «РЖД» открывает возможность участия в различных международных программах.
    В рамках совместных действий по развитию кадрового потенциала действуют меморандумы с АО «Германская железная дорога», ГК «Австрийские федеральные железные дороги» и с концерном VR Group (железные дороги Финляндии). Ежегодно в ходе международных стажировок молодые специалисты знакомятся со спе­цификой работы ведущих иностранных железнодорожных компаний, изучают особенности инфраструктуры, проходят обучение и обмениваются опытом с зарубежными коллегами.
    С каждым годом значение двусторонних международных молодёжных программ обмена опытом растёт, расширяется география сотрудничества, развиваются новые направления и форматы работы. В 2014 году молодые работники компании посетили ключевые железнодорожные объекты Австрии, Финляндии, Германии, новой точкой взаимодействия стал визит в Республику Корея, кроме того, были организованы стажировки молодых сотрудников холдинга в подразделения группы GEFСO.
    Рабочие визиты российских железнодорожников позволили не только приобрести уникальный профессиональный опыт каждому из участников, но и укрепить партнёрские отношения между холдингом «РЖД» и ведущими иностранными железнодорожными компаниями.
    Быть участником молодёжной программы обмена опытом ответственно и почётно. Поэтому началу международных стажировок предшествует процесс многоступенчатого конкурсного отбора. Претендент должен не только обладать отличными коммуникативными и деловыми навыками, но и подтвердить высокий уровень своих профессиональных и корпоративных компетенций, продемонстрировать отличное знание языков.
    В этом году стартуют новые циклы международных программ, отбор участников для которых сейчас в самом разгаре. Для повышения качества отборочного процесса в 2015 году заявки конкурсантов переведены на электронную платформу. Кроме этого, впервые в истории конкурсного отбора кандидатам предстоит записать видеоэссе на английском языке. Новый формат поможет экспертной комиссии глубже оценить коммуникативные навыки претендентов и уровень владения иностранными языками.
    При этом сама конкурсная процедура останется неизменной и будет проходить традиционно в два этапа. Сначала претенденты подают заявку, собирают необходимые документы, предоставляют видеоролик о себе. Далее участникам первого тура предстоит лично пообщаться с членами комиссии и участниками международных программ прошлых лет, пройти обучающие тренинги.
    На каждом этапе претендентам на участие в международных программах необходимо продемонстрировать не только свои профессиональные навыки и навыки кросс-культурного общения, но и умение работать в команде. По результатам всех отборочных этапов определятся кандидаты, которые и станут в итоге участниками программ обмена опытом с международными партнёрами ОАО «РЖД» в 2015–2016 годах.
    Уже в конце марта запланирован выезд молодых специалистов ОАО «РЖД» на инфраструктурные объекты в Финляндию. Финские коллеги, в свою очередь, посетят Россию дважды: в апреле – Москву, а в августе – Санкт-Петербург. В программу стажировки финских железнодорожников, помимо осмотра объектов
    ОАО «РЖД», включены тематические семинары, мастер-классы и тренинги.
    Продолжается сотрудничество и с немецкими железными дорогами. В прошлом году стартовал уже третий цикл программы обмена «Молодые профессионалы» с немецкой компанией Deutsche Bahn AG. В конце мая Россию посетят немецкие коллеги и познакомятся с важнейшими инфраструктурными объектами ОАО «РЖД». Также планируется участие молодых немецких железнодорожников в Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство 1520». Ответный визит в Германию группы молодых специалистов ОАО «РЖД» намечен на конец осени.
    На второе полугодие запланирована программа «Молодые таланты» (ОАО «РЖД» и ГК «Австрийские федеральные железные дороги»). Австрийские коллеги приедут в Россию в начале июля, а работники ОАО «РЖД» отправятся изучать объекты австрийской компании в середине октября. 
    Промежуточные итоги международного сотрудничества ОАО «РЖД» с зарубежными компаниями будут подведены в рамках ежегодного Слёта молодёжи ОАО «РЖД». В этом году в работе его международной секции примут участие делегации зарубежных железнодорожных администраций и компаний – производителей железнодорожной техники из Европы и Азии, а также штаб-квартиры Международного союза железных дорог (МСЖД).
    Международная деятельность компании является эффективным инструментом укрепления делового сотрудничества и формирования современного цивилизованного рынка транспортных услуг как внутри страны, так и за её пределами. И именно молодое поколение железнодорожников разных стран может внести решающий вклад в обновление отрасли.

    Светлана Коваль



     
  • Мнение
    – Что даёт сотрудникам компании участие в мероприятиях и проектах программы «Молодёжь ОАО «РЖД»?

  •  

    Дмитрий Вербов,
    руководитель департамента железнодорожной логистики компании GEFCO:

    – Программа «Молодёжь ОАО «РЖД» вдохнула в меня свежие идеи, дала новый импульс для развития в профессии. Направление, которое я выбрал, – международное сотрудничество. В частности, прошёл курс обучения по программе EXECUTIVE МВА в зарубежной бизнес-школе. Сейчас продолжаю участвовать в программе, передаю свой опыт вновь прибывшим сотрудникам.

    Николай Костенко,
    начальник Московской дирекции скоростного сообщения:

    – Молодёжные проекты – это билет в первый ряд, где, как известно, всегда лучше видно. Участвуя в них, ты получаешь возможность личного общения с руководством компании, то есть узнаёшь информацию из первоисточника. В результате можно скорректировать собственные цели и задачи. Немаловажным плюсом молодёжных проектов является и образовательный контент.

    Владимир Никитин,
    начальник службы Центральной дирекции инфраструктуры по оплате и мотивации труда:

    – Участие в целевой программе «Молодёжь ОАО «РЖД» даёт очень многое. В первую очередь развитие личностных качеств. Вырабатывается привычка думать и анализировать происходящее. Ты начинаешь правильно определять цели. Как правило, именно эти моменты помогают человеку развиваться в профессиональном плане.

    Олег Николаев,
    международный советник по железнодорожному транспорту (Россия и СНГ) департамента железнодорожных систем Международного союза железных дорог (МСЖД):

    – Участвуя в проектах программы, сотрудник раскрывается всесторонне: выявляются его профессиональные компетенции, интеллектуальные навыки, стремления, возможности, умения. Можно определить, по каким направлениям человеку интересно развиваться, чтобы гарантированно обеспечить выполнение целей и соблюдение интересов и его самого, и компании. В результате мы получаем синергетический эффект, когда сотрудник и компания, взаимодействуя, усиливают друг друга.



     
  • Бойцы на старте
    Лето в стройотряде – отличный шанс поработать и отдохнуть с пользой
  •  

    За время своего существования студенческие отряды ОАО «РЖД» внесли значительный вклад не только в строительство важных инфраструктурных объектов страны, но и в развитие молодёжного сообщества компании. Трудовой семестр 2014 года стал знаковым, ведь бойцы стройотрядов трудились в олимпийском Сочи, на БАМе и других объектах общегосударственного масштаба. Грядущее лето обещает быть не менее насыщенным и важным.

    Сегодня ни один крупномасштабный инфраструктурный проект ОАО «РЖД» не обходится без участия студентов-железнодорожников. Ежегодно в летнем трудовом семестре принимают участие около 10 тыс. студентов, которые работают в составе отрядов проводников, билетных кассиров, помощников машинистов и в качестве строителей.
    В Сочи бойцы стройотрядов трудились на всех этапах возведения олимпийских объектов с 2009 года вплоть до начала зимних Олимпийских игр. Объекты, построенные при участии студентов, получили высокую оценку как со стороны гостей Олимпиады, так и руководства страны.
    «Здорово осознавать, что дорогу, по которой едешь в Сочи, строил ты сам, – делится впечатлениями командир штаба студенческих отрядов Самарского государственного университета путей сообщения Сергей Фроленков. – Впечатления остались самые хорошие и яркие – работодатель обеспечил всем необходимым: и кровом, и питанием, и достойной заработной платой. К тому же ребята не только поработали, но и отдохнули».
    С прошлого года студенческие отряды ОАО «РЖД» стали участниками ещё одного масштабного проекта компании – реконструкции БАМа. Первыми стройотрядовцами, подключившимися к модернизации легендарной магистрали, стали бойцы отряда «Байкал» Иркутского государственного университета путей сообщения. Работая на перегоне Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской дороги, студенты с большой ответственностью отнеслись к поставленной перед ними задаче. «Наши бойцы охватили практически весь спектр строительных работ. Было время и для активного познавательного отдыха – мы приняли участие в национальном бурятском спортивном празднике», – вспоминает командир «Байкала» Василий Долганов.
    Все бойцы как один согласны с тем, что участие в движении стройотрядов, помимо трудовой практики и заработка, даёт отличную возможность отдохнуть и увлекательно провести время. К тому же у будущих железнодорожников появляется реальная возможность погрузиться в производственную деятельность компании и познакомиться с корпоративной культурой ОАО «РЖД».
    «Этот опыт общения с коллегами и работодателем просто незаменим, – говорит командир штаба студенческих отрядов Омского государственного университета путей сообщения Александр Зоммер. – Ты развиваешься как личность. Плюс ко всему тебя постоянно обучают, да ещё и деньги платят. И, конечно, это ни с чем не сравнимая рабоче-походная романтика».
    Сейчас полным ходом идёт подготовка к летнему трудовому семестру – 2015. Помимо традиционных студ­отрядов проводников, помощников машинистов и билетных кассиров будут сформированы строительные отряды, которые станут трудиться на ключевых инфраструктурных объектах компании.

    Светлана Коваль



     
  • В интересах общества
  •  

    По инициативе молодых сотрудников ОАО «РЖД» реализуются социальные проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни, защиту окружающей среды, оказание помощи ветеранам и детским домам, проводятся благотворительные акции, субботники и фестивали. В 2015 году молодые активисты продолжат развивать уже существующие проекты и реализуют новые.

    В последние годы в компании набирает силу волонтёрское движение. Молодые работники
    ОАО «РЖД» проводят различные социальные акции, в том числе оказывают помощь воспитанникам детских домов, организуют для них праздники и концерты, знакомят с железной дорогой.
    «Второй год подряд мы совместно с СамГУПСом проводим фестиваль «Страна детства», чтобы помочь детям-сиротам и детям-инвалидам, – рассказывает начальник сектора реализации молодёжной политики Куйбышевской дороги Елена Бородина. – Его программа включает концерты, конкурсы и мастер-классы. Купить билеты для участия в них может любой желающий, а вырученные деньги идут на помощь нуждающимся детям».
    На Западно-Сибирской дороге развивается проект «Рождённые Жить в Добре в РЖД», в рамках которого молодые работники устраивают для детей из неблагополучных семей концерты и игры. На Калининградской дороге ежегодно проходит акция «Витамины доброты». «Это благотворительная лотерея в рамках праздника здоровья, – объясняет начальник сектора оценки персонала и молодёжной политики Калининградской дороги Наталья Вишня. – Мы собираем средства на фрукты и необходимые вещи для пациентов областного детского противотуберкулёзного диспансера».
    Но есть и такие мероприятия, которые, зародившись в одном месте, распространились позже по всей компании. Так, на Южно-Уральской дороге уже четвёртый год существует «Эстафета добрых дел». Идею южноуральцев поддержала молодёжь других дорог, поэтому сегодня проект действительно стал эстафетой. Он включает в себя целый комплекс мероприятий, в том числе помощь ветеранам и детдомам, а также проведение субботников и экологических десантов.
    «В этом году мы организовали новогоднюю ёлку и Масленицу для ребят из Челябинского детского дома, – говорит заместитель председателя Совета молодёжи Южно-Уральской дороги Павел Терентьев. – Но больше всего дети радуются не подаркам, а именно вниманию, общению».
    «Эстафету добрых дел» молодые южноуральцы передали коллегам из более чем 10 городов, расположенных на полигонах пяти дорог.
    Особую роль в этом году приобретают проекты, приуроченные к 70-летию Великой Победы. Молодые железнодорожники организуют патриотические акции, фотовыставки, концерты и, конечно, помогают ветеранам. «Наши волонтёры помогают ветеранам по хозяйству или просто беседуют. В таком общении нуждается и молодёжь, и старшее поколение», – уверен председатель комитета по молодёжной политике Октябрьской дороги Дмитрий Бабич.
    Инициативность, которую проявляет молодёжь, ценна и для компании, и для всей страны, ведь каждая социальная акция или мероприятие объединяет вокруг общих целей и задач.

    Юлия Соловьёва



     
  • А следом летел «Сапсан»...
    Машинист Владимир Буров с помощником Сергеем Лоптевым
    предотвратили возможное крушение

  •  

    Был обычный рабочий вторник – 9 декабря 2014 года. Локомотивная бригада моторвагонного депо Крюково вела электропоезд из Твери в Москву. Ничто не предвещало беды…

    И вдруг, следуя по перегону Сходня – Подрезково, в районе одноимённой платформы в свете прожекторов Владимир Буров и Сергей Лоптев увидели падающую опору контактной сети. Железобетонная громадина весом в десяток тонн медленно наклонялась к земле, грозя накрыть собой все три действующих железнодорожных пути…
    Да, такое не привидится и в кошмарном сне! Упади опора на движущийся пассажирский состав, последствия были бы трагическими. Но эти мысли пришли позднее. В тот роковой момент в голове машиниста возник чёткий алгоритм действий – не зря учился!
    Точно следуя инструкции, Владимир Буров опустил токоприёмники – чтобы контактный провод не задеть. Снизил скорость. Доложил о происходящем дежурному по станции Сходня. И стал вызывать машинистов встречных поездов. Опора контактной сети продолжала оседать – габаритов уже не было по второму и третьему пути. А по одному из них уже был на подходе «Сапсан»…
    Вместе с помощником Сергеем Лоптевым они выходили на связь с бригадами всех поездов, следующих по перегону Сходня – Химки, – предупреждали об опасности. Те должны были снизить скорость и с повышенным вниманием продолжать движение, будучи готовыми остановиться в любой момент. «Сапсан» подтвердил услышанное.
    Выполнив всё, что предписывала чрезвычайная ситуация, Буров поднял токоприёмник и продолжил поездку. Когда возвращались обратно, Подрезково проследовали без остановки, с опущенным токоприёмником. Там уже во всю шли восстановительные ремонтные работы...
    Впоследствии выяснилось, что причиной ЧП стали производимые строительной подрядной организацией работы, нарушившие устойчивость опоры контактной сети.
    Страшных последствий удалось избежать благодаря бдительности и грамотным оперативным действиям бригады ТЧ-6. Машинист и помощник получили за это небольшие премии. А пассажиры, которых они уберегли от беды, накатали на них жалобу – дескать, опоздали куда-то из-за «нерасторопности» машиниста. Но в депо разобрались по справедливости и на жалобу ответили.
    Когда мы едем в электричке или несёмся в высокоскоростном «Сапсане», голова, как правило, занята мыслями о работе, о доме. И мы забываем, что железная дорога – это зона повышенной опасности, полностью полагаясь на тех, кто водит по дорогам России пассажирские и грузовые поезда. А ведь они – не роботы, а живые люди со своими проблемами, характерами и разным уровнем профессионализма. И как бы ни была совершенна техника, человеческий фактор остаётся определяющим.
    Члены бригады, о которой сегодня идёт речь, молоды. Владимир Буров, окончивший дортехшколу, с 2007 года работал помощником, а последние три года трудится машинистом. Сергей Лоптев на «железке» с 2011-го, недавно тоже получил права машиниста, и, отработав год, сам поведёт электропоезда.
    Ребята очень дружны и шутят, что друг с другом проводят времени больше, чем с родными и близкими. Так и выходит. В среднем в месяц у них бывает по 15 рабочих смен и по 5–6 выходных. Основные направления – Москва – Тверь и Москва – Конаково. Но оба живут не в столице. Владимир после работы спешит на Казанский вокзал, откуда на электричке до города Воскресенска, где ждут его жена и шестилетний сынишка Максим, – 1 час 40 минут хода. А Сергей едет к родителям в город Электросталь, что в часе езды от Курского вокзала. У обоих есть и личный транспорт – «Жигули», но железной дорогой надёжнее: никакие пробки не страшны.
    Пробок-то здесь действительно нет, зато есть свои «сюрпризы». То платформы не освещаются, то сигнализация при въезде на станцию не работает, то пути снегом занесены… Обо всём этом они пишут в книгу замечаний машиниста.
    А прошлой зимой вообще был случай, о котором не хочется вспоминать. Следовали по Конаковской ветке, вдруг видят – огромная сосна склонилась над путями. Сообщили куда следует. На обратном пути забрали с собой людей с электропилами, но не успели: лесная красавица повалилась и легла на провода. Участок там однопутный, видимость – 100 метров. И хотя диспетчер сняла напряжение с сети, столкновения избежать не удалось: кабину покорёжило. Потом, конечно, дерево спилили, в депо выправили вмятины, вставили лобовые стёкла. Но это – потом, а тогда, когда 40 минут стояли в заснеженном лесу, в искалеченной кабине, было не до шуток. А пассажиры не стали разбираться, кто прав, кто виноват и почему полосы отвода практически нет – так заросла! Взяли и написали очередные жалобы – на машиниста…
    Одни пишут, что в вагонах холодно, а другие – что жарко. Но пассажир – всегда прав! Высокая культура обслуживания превыше всего.
    А сколько лишних забот прибавляют зацеперы, создавая прямую угрозу безопасности движения! Хорошо хоть, что появилась защита от «художников», разрисовывающих электрички: теперь по ночам в парках отстоя охрана кругами ходит – не подступишься. Раньше много хлопот доставляли футбольные фанаты. Теперь в дни матчей их доставляет на стадион в Химках специальный электропоезд.
    Немало проблем у локомотивщиков. Но Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», как живой организм, не стоит на месте, постоянно развивается. Высококлассных машинистов всегда не хватает, их надо ценить на вес золота. И мотивировать! Зарплаты им никогда не задерживают и индексируют. Жаль только, что индексация пока отстаёт от инфляции. Зато ввели реальную мотивацию: отработал три месяца без замечаний, сэкономил электроэнергию, внёс рационализаторское предложение, работаешь с книгой замечаний машиниста – получай 7 тысяч, а иной раз и 15 сверху. Когда Владимир Буров получил такую премию, смог матери теплицу поставить, огород вспахал.
    С помощником у него полная взаимозаменяемость и взаимопонимание. Интересуются тем, что происходит в компании «РЖД», рады, что восстановили отменённое было пригородное движение: спасибо Путину!
    Сын пока мало понимает во всех этих папиных делах. Но на его вопрос, кем хочешь стать, когда вырастешь, Максим уверенно отвечает: «Я буду, как ты, людей на электричке возить!» Это дорогого стоит.

    Елена Ануфриева



     
  • Берег жизни – Кобона
    По ледовой трассе Дороги жизни было эвакуировано 638 тысяч ленинградцев
  •  

    Полуторка времён Великой Отечественной, застывшая на берегу Ладоги, будто сошла со страниц исторического альбома. Сверкают на солнце зелёные бока, алеют красные гвоздики на бампере и колёсах. Этот легендарный ГАЗ-АА возил хлеб в блокадный Ленинград по ледовой Дороге жизни в 1941–43 годах.

    Весной прошлого года питерские дайверы извлекли машину со дна Ладожского озера, а к Дню Победы отреставрированная полуторка была установлена на том берегу, куда доставляла женщин и детей из осаждённого города, – в деревне Кобоне. Это памятник не только машине, но и людям, обеспечивавшим перевозки с последним напряжением сил.
    Путь из осаждённого города по железной дороге до Ладожского озера и далее до деревни Кобоны называли Дорогой жизни. В навигацию перевозки осуществляли судами, зимой – по ледовой трассе на автомашинах ГАЗ-АА. Эвакуировали население, фабрики и заводы, подвозили продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы.
    В тот год лёд на Ладоге встал рано, 22 ноября 1941-го из Кобоны отправилась первая колонна из 60 автомобилей с продовольствием, углём, оружием. В течение двух зим ледовая дорога была единственной ниточкой, которая как пуповина связывала блокадный Ленинград с Большой землёй. Под огнём врага десятки водителей делали по два-три рейса в день, не выходя из кабины по 30–40 часов. О подвиге этих людей складывались легенды. По этой Дороге жизни перевезено 575 тыс. тонн грузов, эвакуировано 638 тыс. ленинградцев. Но для многих она стала дорогой смерти. Для тех, кто попал под бомбёжки или просто ушёл под проломившийся лёд. Так что конечный пункт этой дороги можно с полным основанием назвать берегом Жизни: кто его достигал, мог считать себя спасённым.
    В старинном храме Святителя Николая 1823 года постройки был организован эвакогоспиталь.
    – Здесь пережившие опасное путешествие люди отогревались и приходили в себя, пока ожидали отправки в глубокий тыл, – рассказывает староста церкви Светлана Кораблёва. – Были сооружены нары в пять ярусов для ослабленных и раненых. Военные круглосуточно топили печки, так что в помещении было тепло. И достаточно безопасно. Высокая колокольня храма служила ориентиром и для наших, и для немецких лётчиков, поэтому храм остался цел.
    Очевидцы вспоминают, что «церковь была набита битком». И во всех домах местных жителей располагались эвакуированные. Истощённых людей иногда приходилось нести на руках, деревенские мальчишки перетаскивали вещи. Практически всю деревню Кобону можно считать мемориальным комплексом. На местном кладбище хоронили умерших в дороге ленинградцев, число которых не установлено.
    Здесь много лет действовал музей Дороги жизни, который сгорел четыре года назад. В настоящее время ведётся строительство нового здания: правительство Ленобласти выделило 33 млн рублей на восстановление музея к 70-летию Победы.
    Память о подвиге предков многое определяет в нравственном состоянии последующих поколений. Поэтому так важны символы, напоминающие о прошлом. А ещё важнее – сохранение и передача из рода в род семейной истории.
    Мы стоим на берегу Ладоги возле памятника-полу­торки, и я рассказываю сыну то немногое, что знаю сама. Было у бабушки, Екатерины Яковлевны Венидиктовой, восемь сыновей. Четверо из них – Иван, Пётр, Андрей и Василий – воевали с врагом с оружием в руках, а пятый, Ефим, возил по Ладоге хлеб в блокадный Ленинград. Один из таких рейсов оборвался на половине пути. Судя по дате (декабрь 1941 года), Ефим Иванович погиб при бомбёжке: в эту пору лёд на Ладоге прочный. Благодаря неравнодушным энтузиастам дайв-станции «НЕВО» родственникам тех, чьей могилой стала Ладога, теперь есть куда приехать, чтобы поклониться их памяти.
    Трёх своих дядек – братьев отца – я знаю только по фотографиям. Увеличенные портреты красивых мужчин в простых деревянных рамах до сих пор висят на стене в столовой бабушкиного дома. Они навсегда остались молодыми. Ефим погиб в 29 лет на Дороге жизни. Иван – в 31 на Пулковских высотах. Пётр – в 30 сложил голову в Молдавии. Похоронен в братской могиле в городе Моршине. Вечная память!

    Галина Морозова



     
  • Вспоминают дети блокады
  •  

    «Полуживых, 9 марта 1942 года нас эвакуировали. Ехали мы на машине по застывшей Ладоге. Было очень страшно, так как лёд уже подтаивал и машина могла в любой момент уйти под воду…»
    Валентина Базилевич, 14 лет

    ***
    «Было ещё не очень темно, и мы ждали ночи. Приезжали машины, с них разгружали продовольствие, и мы садились в них. Я, мама и брат забрались в машину, а младшая сестра, она была тихоня, стоит и плачет. Машина уже должна тронуться, но шофёр – какие люди были тогда – оказывается, схватил её – и в кабину. Мама всю дорогу плакала, что у неё ребёнок на берегу остался. А когда приехали в Кобону, он её из кабины и выпустил. Вот радость была. Там был большой храм, внутри грудами лежали покойники. Нас там же поселили и покормили. И какая же это была вкусная пшённая каша, гороховый суп! Люди объедались и тут же многие умирали…»
    Валентина Винер, 13 лет

    ***
    «Была весна, и лёд на озере уже начал подтаивать. Мы ехали на полуторке. С ужасом глядели, как машина осторожно движется по тонкому льду, а кругом то тут, то там зияют полыньи. Но водитель был опытный, и мы благополучно перебрались на другой берег…»
    Людмила Лыжина, 12 лет

    ***
    «В одной из машин эвакуировалась мама с дочкой и сыном трёх лет. Машина пошла под лёд, и мать успела только сына выбросить на лёд. Его подобрали, отправили на Большую землю. Этот мальчик выжил – его имя Всеволод Касьянов. В 1990 году его избрали председателем совета Московской ассоциации жителей блокадного Ленинграда».
    Валентина Назарова, 19 лет

    ***
    «На переправе через Ладогу прямо перед нами машина, переполненная людьми, в абсолютной тишине в считаные секунды ушла под воду. Никто даже крикнуть не успел...»
    Эльза Сидякина, 11 лет

    ***
    «Нас вывозили через Ладожское озеро. Машины с детьми и их родителями то тут, то там уходили под лёд. Теперь, вспоминая это, думаешь, какое нужно было иметь мужество и силу воли, чтобы сидеть за рулём!»
    Людмила Погорелова, 13 лет

    Подготовлено по книге «Блокада.
    Народная книга памяти», 2014 год



     
  • Открытая площадка
    Завершается очередная выставка железнодорожного моделизма
  •  

    Нынешнюю выставку моделистов Центральный музей железнодорожного транспорта России посвятил 70-летию Великой Победы.

    За без малого четверть века работы её формат почти не изменился. Тот же круг участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Подмосковья, ближнего зарубежья, Чехии. Те же помещения ЦМЖТ, похожие модели, снова занимающий целый зал макет фирмы «Пересвет»… Однако, как отметила директор музея Галина Закревская, выставка всегда будет притягивать народ, и в частности молодёжь. И это понятно: железные дороги сейчас так же популярны, как и раньше.
    Вот что изменилось, так это возраст основного ядра участников, ведь некоторые выставляются на Садовой улице уже много лет. На открытии экспозиции директор ЦМЖТ с удовольствием вручила им памятные сувениры. Но это не означает, что здесь сложилась некая закрытая «масонская ложа». Как заметил заместитель директора Виталий Морозов, музей для моделистов – самая открытая площадка. Чтобы участвовать в этой выставке, достаточно просто к началу последней декады марта привезти свою модель.
    Правда, иногда это сделать довольно затруднительно. Так, не может не привлечь внимания посетителей большой макет железной дороги – ненамного уступающий пересветовскому. А ведь привезли его не с соседней улицы, а из Екатеринбурга. Здесь все мотивы Урала – перелески, реки, холмы. И среди них по серебристой колее бежит… «Сапсан». Конечно, в большей степени этот макет отражает не реальность, а мечту.
    А в планах у ребят – умельцев из клуба «Левша» – ещё более фантастические сюжеты. Например, они хотят включить в макет большую станцию с пятью путями, маневровой работой, совмещённую с автостанцией. А рядом – депо, из которого выезжает... паровоз. Впрочем, привезённый ими на выставку макет составляет лишь треть того, что уже не первый год действует в стенах Уральского государственного университета путей сообщения. Одна прямая колея у него – шесть метров! Вот такого 25 лет назад точно не было…

    Алексей Островский



     
  • Чудеса под ногами
  •  

    Как говорил Грин, необыкновенное надо уметь видеть. Стаял снег в Таврическом саду Петербурга: да-да, в том самом, где гулял чуковский Крокодил!

    На крайней дорожке, идущей вдоль решётки, по улице Кирочной, на самом изгибе образовался провал. Заглянув туда, я увидел самую настоящую подземную галерею. Слава богу, успел сделать несколько снимков. Прихожу через день. Бригада рабочих очень старательно засыпала странный ход и к вечеру заровняла его сверху… Куда вела подземная полость?
    – Подобные объекты периодически выявляются в Петербурге, но от них стараются отделаться коммунальщики, – улыбается известный исследователь, со­учредитель фонда «Тайны века» Георгий Стрелец. – В 1925 году «Вечерняя Красная газета» сообщала о подземном ходе, идущем из Летнего сада под Марсовым полем. О нём хорошо знали сторожа.
    После наводнения 1924 года этот каменный тоннель открылся, затем тайник наглухо заложили и молчат о нём до сих пор. То же можно сказать и о забитом мусором гроте в бывшей усадьбе Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной.
    А на улице Макаренко в это же весеннее время в подтаявшей земле газона стали видны брёвнышки квадратного сруба, ведущего вниз. Колодец. Подобный же артефакт показался и во дворе дома 137 по набережной Фонтанки. И вскоре колодцы вновь засыплют землёй, как засыпали до сих пор. А во дворах Гороховой улицы, где идёт своя особая внутриквартальная жизнь (жарят шашлыки, играют в волейбол и даже держат голубей), сохранилось несколько тайных объектов, которыми пользуется местный люд. Я зашёл сюда. Протиснувшись между стеной старого флигеля и глухим красным брандмауэром, попал в самый настоящий ход, которым, видимо, пользовались местные ухари ещё в XIX веке. С модернизацией Петербурга такие странные уголки, артефакты городской культуры, уничтожаются. Реставрировать их никто не видит смысла. Достаточно официальных музейных объектов. Всё логично. Но чего-то жаль...

    Владимир Фёдоров



     
  • Мужской спорт
  •  

    228 рывков обеими руками – таков абсолютный рекорд дорожного первенства по гиревому спорту. Его автор – машинист железнодорожно-строительных машин Опытной путевой машинной станции № 8 Виктор Сергеев из Пскова – подтвердил своё звание одного из сильнейших гиревиков дороги, заняв первое место в весовой категории до 90 кг.

    В других категориях (до 70 и до 80 кг) также лидировали псковичи: работники ПМС-75 Антон Носков и Анатолий Кудлаенко. А среди тяжеловесов (свыше 90 кг) первым стал машинист эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Дмитрий Тимофеев. В эстафете (все четыре члена команды по очереди в течение двух минут поднимают гирю) победили бологовцы: им удалось за восемь минут сделать 220 рывков.
    Петербургское РФСО «Локомотив» организовало первенство на высоком уровне: современный зал, специально оборудованный для гиревого спорта, судьи международного класса, использование профессиональных гирь, сводящих риск трав к минимуму. Но приехать в Санкт-Петербург смогли не все желающие.
    – Руководство дороги приветствует занятия железнодорожников спортом, но на местах, к сожалению, руководители не всегда идут навстречу и освобождают работников для участия в соревнованиях, – говорит руководитель подразделения РФСО «Локомотив» Борис Васильев. – Хотя, как известно, дорожные спортивно-массовые мероприятия являются частью производственного процесса и идут на благо железнодорожникам, популяризируя здоровый образ жизни.
    Тем же, кому удалось принять участие в первенстве, остались очень довольны возможностью помериться силами с коллегами. «Именно гиря отлично развивает выносливость и силу!» – уверены поклонники этого вида спорта.

    Наталья Александрова



     
  • Гудок № 051 от 30.03.2015 года
    Специальная страница "Октябрьская магистраль"
  •  

    Рейтинг повысил производительность
    Опыт мурманчан будет тиражирован на высокоскоростной ход

    В Мурманской дистанции электроснабжения внедрили рейтинговую систему оценки деятельности районов контактной сети (ЭЧК). Благодаря этому по итогам прошлого года предприятие вышло на первое место среди дистанций электроснабжения в ОАО «РЖД».
     



        Copyright ©  30.09.1933 - 30.03.2015  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru