№ 25 (14419)

Время: 06:23
Суббота, 2 Августа 2014г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
25/07/2014

№ 25 (14419)
 
 
  • Звёзды Дзегорайтиса
    Профессионализм и оптимизм – две основные черты, характеризующие беломорских путейцев
  •  

     

     

     

    Линейный участок дорожного мастера Дмитрия Дзегорайтиса в течение полугода держит марку лидера Беломорской дистанции пути.

    Светлана Канаева

     

     Полигон этого линейного участка – один из самых сложных в дистанции. Коллектив околотка обслуживает 32 километра главных путей и крупную станцию – Беломорск: 6 приёмо-отправочных путей, 55 стрелочных переводов. При этом почти 10 километров полигона обслуживания – на деревянном основании.

    – Всё это хозяйство требует ежедневного пристального внимания, – говорит Дмитрий Дзегорайтис. – К тому же последние два года мы ведём смену деревянных шпал.

    В течение года численность работников околотка уменьшилась на треть, поэтому приходится перестраивать порядок текущего содержания пути. Здесь помогают и организаторский талант, и опыт. Дмитрий Леонович работает на «железке» 21 год, всё это время – в родной Беломорской дистанции. Начинал монтёром пути, через четыре года стал бригадиром, потом – дорожным мастером. Постепенно вывел свой околоток в лидеры предприятия, улучшив все производственные показатели.

    – Дзегорайтис всегда выполняет плановое задание по балловой оценке. С февраля не было ни одной запретной меры, документация в порядке, – оценивает работу дорожного мастера главный инженер дистанции Константин Ранинен.

    Чаще всего начальство так и говорит о работе линейного участка – в лице его руководителя. Но Дмитрий Леонович знает, что высокие показатели – плод ударной коллективной работы всех двадцати двух монтёров пути.

    – У меня на околотке 22 звезды! – шутливо, но с гордостью отзывается он о своих подчинённых. – Рейтинговая система, на которую мы перешли три года назад, оправдала себя. При относительно невысокой тарифной ставке у людей появилась возможность заработать больше денег при условии отличного выполнения показателей. Если по итогам месяца все три бригады линейного участка выходят в «зелёную зону», мне выделяется фонд мастера, который я распределяю среди лучших бригадиров.

    Звёзды звёздами, а роль руководителя невозможно недооценивать. Когда зимой Дмитрий Леонович был в отпуске, в один из сильных снегопадов околоток не смог обеспечить своевременную очистку путей от снега. В результате в рейтинге дистанции они переместились на второе место. Дзегорайтис провёл детальный разбор, чтобы каждый понял собственную значимость в процессе достижения общей цели. И уже через неделю околоток снова был в лидерах.



     
  • Женское лицо компании
    На полигоне ОЖД определили самого подкованного и остроумного агента
  •  

     

     

     

     

    Лучшего агента системы ФТО определили по результатам конкурса профессионального мастерства, организованного в преддверии Дня железнодорожника.

    Галина Андреева

     

     – Мы в третий раз проводили такой конкурс, и должен отметить, что степень сложности заданий в этом году была очень высокая, – сказал начальник Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Лобко. – Участники должны были ответить на 60 вопросов в тестовом режиме и оформить в системе ЭТРАН одну заявку и пять накладных на разные виды грузов. Нынче мы сделали акцент на экспортных отправках с учётом пограничной и припортовой специфики Октябрьской дороги. Все конкурсанты показали хорошие знания и в теории, и на практике.

    Победителем стала работник линейного агентства на станции Кандалакша Надежда Болюх, набравшая по итогам двух этапов более 100 баллов. Особенно запомнится экспертам и зрителям остроумная видеосказка собственного сочинения – «Колобок» в железнодорожной транскрипции. В рамках заданной темы «Агент ЦФТО – знак качества ОАО «РЖД» Надежда Болюх придумала актуальный сюжет для всем известного героя. Он искал перевозчика 100 тысяч тонн груза из тридевятого царства в тридесятое государство и нашёл только в РЖД. Поистине этот ненавязчивый и смешной рекламный ролик достоин телеэфира.

    – Я в первый раз участвовала в профессиональном конкурсе и совсем не рассчитывала на победу, но готовилась тщательно, – сказала Надежда. – В подготовке мне помогал весь коллектив, а больше всех – начальник ЛАФТО Лариса Борисовна Шималина. Очень благодарна также специалисту Елене Поликарповне Отенко, которая научила меня всем премудростям агентской работы.

    В творческом туре конкурсанты продемонстрировали свои индивидуальные особенности и артистизм. Последнее немаловажно для агентов СФТО. Они первые встречают клиентов железной дороги и являются визитной карточкой, лицом компании для внешних пользователей. Первое впечатление от общения с представителем фирмы во многом определяет отношение заказчиков к самой фирме. Неудивительно, что все семь участниц дорожного этапа конкурса признались, что любят свою работу в том числе и за возможность общения с самыми разными людьми.

    Надежде Болюх предстоит защищать честь полигона ОЖД на сетевом конкурсе профессионального мастерства в Москве. Второе место экспертная комиссия присудила агенту из Санкт-Петербурга Ирине Рогачёвой, третье – Светлане Смородиной из Пскова. Приз зрительских симпатий достался Анастасии Тарасовой из Апатитов. Дипломы и призы лучшим вручили начальник ОТЦФТО Игорь Лобко, председатель Дорпрофжела Александр Голубев.



     
  • За труд и достижения
  •  

     

    Начальник ОЖД Виктор Степов вручил награды ряду работников за многолетний добросовестный труд и достигнутые производственные успехи.

    Главный инженер ремонтного локомотивного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский Александр Кувшинов удостоен знака «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги», руководитель этого же предприятия Владимир Бьяжев – знака «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет». Начальнику службы управления имуществом Вячеславу Голоскокову вручён памятный знак им. П.П. Мельникова – первого министра путей сообщения России.

    Почётными грамотами ОАО «РЖД» за трудовые достижения поощрены главный технолог ремонтного локомотивного депо Санкт-Петербург Александр Жуков и первый заместитель начальника Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Андрей Мельничук.

    Дипломами ОЖД награждены победители и призёры дорожной викторины на знание ПТЭ железных дорог России и почётными грамотами – работники магистрали, успешно выступившие в летней спартакиаде ОАО «РЖД».



     
  • Реконструкция набирает обороты
  •  

     

    В первом полугодии 2014 года ОАО «РЖД» вложило 6,3 млрд рублей в реконструкцию участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на берегу Финского залива.

     На эти средства построены платформы на станциях Войсковицы и Молосковицы, разъезде 135 км, пешеходные переходы, автомобильный переезд на участке Котлы – Лужская. На припортовом направлении обеспечено внешнее электроснабжение, протянута воздушная линия электропередачи 110 кВ общей длиной 114,8 км. На Лужском узле продолжается строительство приёмо-отправочных и соединительных путей, сортировочной горки, служебно-бытовых зданий, подъездных автодорог. Станции и перегоны оборудованы системами связи, диспетчерской централизации и видеонаблюдения. Всего в 2014 году инвестиции ОАО «РЖД» в проект составят 12 млрд рублей.

    Напомним, реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива сметной стоимостью более 152 млрд рублей реализуется с 2005 года.

    Валентин Петров



     
  • Петрозаводчане снова первые!
    Команда из Карелии поедет на суперфинал в Сочи
  •  

     

     

     

    В Петербурге на стадионе ФОЦ «Локомотив» завершился финал дорожного этапа Всероссийских игр «Спорт поколений». Это мероприятие, лозунг которого «От массовости к мастерству!», по праву можно назвать главным спортивным событием лета.

    Наталья Александрова

     

     Ранее во всех регионах полигона дороги прошли соревнования первого этапа, объединившие более тысячи железнодорожников. А в Петербурге собрались 10 сильнейших команд, в том числе коллеги из Северо-Западного филиала ОАО «ФПК», «Мостоотряда № 6» и «Метростроя» – они впервые приняли участие в играх. Участникам (каждая команда состояла из 15 человек самого разного возраста) предстояло соревноваться в классических (в традициях ГТО) и развлекательных состязаниях, главная цель которых – укрепление командного духа.

    Торжественно открыли спортивный праздник начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Павел Бурцев, председатель Дорпрофжела Александр Голубев, заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов. Выступающие подчеркнули, что такие мероприятия являются примером социального партнёрства между работодателем и профсоюзом и помогают формировать положительный психологический климат в коллективах и компании в целом. Акцент был сделан и на том, что на Октябрьской дороге важное место занимает физкультурно-массовая работа как пропаганда здорового образа жизни среди железнодорожников и членов их семей.

    В итоге первое место (третий раз подряд!) заняла команда Петрозаводского региона – её уже называют командой-легендой.

    – Подготовка к финалу – это большая работа, мы тренировались, и цель была одна – победить, для чего в какие-то моменты потребовалось и бесстрашие, – говорит бессменный капитан команды, специалист по социально-экономической защите Петрозаводского отдела Дорпрофжела Ольга Прокопович. – В команду вошли представители практически всех узлов региона, и завоёванные кубки (два – за первые места в этапах, два – за вторые и итоговый главный кубок) будем передавать на места, чтобы своих героев знали, гордились победой.

    Как победители петрозаводчане отправятся на суперфинал в Сочи. Второе место – у Санкт-Петербург-Витебского региона, третье заняла команда Санкт-Петербургского региона.



     
  • Конкурентное преимущество – преданность профессии
    Важнейшая функция предприятий ОАО «ЖТК» – выполнение социально-технологического заказа компании «РЖД»
  •  

     

     

     

    Накануне профессионального праздника работников сферы обслуживания мы встретились с директором Санкт-Петербургского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания» Виктором Кабановым.

     

     – Виктор Николаевич, как будете праздновать День работника торговли?

    – Хотя юридически Санкт-Петербургский филиал ОАО «ЖТК» не является преемником ДорЦРС, основными нашими задачами являются: организация питания работников ОАО «РЖД» (независимо от структурной принадлежности) в производственных столовых и тех, что расположены в домах отдыха локомотивных бригад, обеспечение торгового обслуживания на линейных станциях, организация питания людей при ЧС и во время работы в «окна», обеспечение молоком тех, кто трудится во вредных условиях, а также снабжение продуктами детских оздоровительных лагерей дороги. Помимо этого, филиал осуществляет коммерческую деятельность на предприятиях, не связанных с перевозочным процессом.

    – Несколько слов о Вашем филиале для тех, кто не знаком с его структурой…

    – На полигоне ОЖД работают пять наших торгово-производственных объединений: Московское, Санкт-Петербургское, Волховстроевское, Петрозаводское и Мурманское. Это 43 магазина (в том числе 23 на линейных станциях), 31 предприятие общественного питания (в том числе 15 производственных и 13 в ДОЛБ). Для доставки продуктов на самые отдалённые станции Мурманского региона, где нет иной торговой сети, выезжает наш вагон-лавка. Не на многих дорогах России сохранились предприятия по выпуску хлеба. У нас же на станции Волховстрой работает хлебозавод, который снабжает своей продукцией не только предприятия филиала, но и отделенческую больницу, детские сады.

    Всю эту деятельность обеспечивает коллектив численностью около 600 человек, большинство в котором составляют женщины.

    – Что помогает филиалу ЖТК выдерживать конкуренцию на рынке торговых услуг?

    – Экономические условия диктуют необходимость постоянно оптимизировать торговую сеть филиала, закрывать нерентабельные точки. В то же время надо отметить, что благодаря большому вниманию со стороны службы управления персоналом и дирекции тяги к вопросу улучшения питания локомотивных бригад только за последние два года введены в действие столовые в домах отдыха на станциях Гатчина, Выборг, Санкт-Петербург-пассажирский-Московский. Все они оснащены современным оборудованием.

    Для обеспечения конкурентоспособности наших предприятий мы постоянно проводим реконструкцию и ремонт объектов торговли и питания, регулярно обновляем оборудование. Только за последние четыре года на реконструкцию наших объектов затрачено более 60 млн рублей. Это кафе на станции Сортавала, столовая № 1 на станции Бологое, магазины на станциях Сонково и Дно. Более 6 млн рублей пошло на ремонт, приобретается новый автотранспорт, торговое, технологическое оборудование.

    Также выдерживать конкуренцию нам позволяет наш главный ресурс – кадры.

    – Виктор Николаевич, расскажите о персонале, о людях, чей опыт заслуживает высокой оценки и распространения.

    – Многие железнодорожники предпочитают коммерческим магазинчикам и ларькам проверенную годами «железку», зная, что здесь весь товар имеет сертификаты качества, а персонал квалифицированный и внимательный. Также мы постоянно осуществляем отбор поставщиков, предлагающих оптимальные цены и только качественные товары.

    Хочу ещё раз отметить профессионализм наших сотрудников, благодаря которым Санкт-Петербургский филиал находится в числе лидеров в ОАО «ЖТК». У многих наших сотрудников вся трудовая деятельность связана с торговлей на железнодорожном транспорте. 50 лет работает Раиса Петровна Смирнова, прошедшая путь от ученика продавца до заведующей магазином № 5 ТПО «Волховстроевское». Она награждена знаком «Отличник торговли», медалью «За труд и верность. 150 лет магистрали Санкт-Петербург – Москва». 41 год трудится на одном предприятии Таисия Викторовна Тихонова. Работала поваром, сейчас – буфетчик в столовой № 1 ТПО «Волховстроевское». Награждена медалью «За труд и верность. 150 лет магистрали Санкт-Петербург – Москва», а также имеет благодарность губернатора Ленинградской области.

    Более 40 лет трудятся на предприятиях общественного питания – в производственных столовых Мурманского региона – Любовь Клавдиевна Кучерова,
    Надежда Георгиевна Мироненко.

    Хочу выразить искреннюю благодарность всем представителям ведомственной торговли ОЖД – поварам и продавцам, водителям и кухонным рабочим за их труд, за преданность выбранной профессии.

    Желаю всем работникам Санкт-Петербургского филиала ОАО «ЖТК» крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия и благодарных покупателей.

    Беседовала Елена Ануфриева

     

    – Свой профессиональный праздник большинство нашего коллектива встретит на рабочих местах, осуществляя ежедневное торговое обслуживание работников компании «РЖД» и населения регионов Северо-Запада. Вот уже на протяжении многих лет посетители отмечают квалифицированное обслуживание и доброжелательное отношение персонала наших предприятий торговли и общественного питания. Ещё с более хорошим настроением они будут работать и в свой праздник.

    Поскольку работа наших предприятий достаточно тесно связана с технологическим процессом на полигоне Октябрьской железной дороги, труд наших сотрудников достойно оценивается руководством магистрали. В связи с профессиональным праздником заслуженные работники филиала будут поощрены генеральным директором ОАО «ЖТК».

     

    – Главными задачами Дорожного центра рабочего снабжения – предшественника ЖТК – были: бесперебойное и качественное торговое снабжение железнодорожников, обеспечение работы сети общественного питания, организация кормления путейцев во время «окон» и т.п. Изменились ли цели и задачи в ходе реформирования отрасли?



     
  • «Железные дорожники» в коротких штанишках
    В детском саду № 19 в Лоухах воспитывают будущих работников компании
  •  

     

     

     

    Сейчас, летом, когда другие детские сады закрыты, на площадках этого садика звучат детские голоса. Сегодня здесь – 50 воспитанников: есть и ясли, и две группы дошколят.

    Светлана Канаева

     

     – Новая тётя пришла! – обступила меня пёстрая ватага загорелых ребятишек.

    – Я – Аня. У меня дедуска зелезную дологу стлоил! – с гордостью говорит большеглазая девчушка со светлыми, как лён, косичками.

    – А я – Владик. Моя мама на станции работает, вот! – выпалил вихрастый мальчуган.

    – Мой папа тоже железный дорожник! – улыбается кудрявая Вика.

    Детвора рассыпалась по игровой площадке во дворе сада. Для дошколят здесь раздолье: спортивные снаряды, всевозможные лесенки для лазания, крытая веранда со столиками, где дети занимаются изготовлением поделок из природного материала. Визг, хохот, кто-то запел про голубой вагон.

    Воспитанники старшей группы на прогулку ещё не вышли: у них плановое посещение мини-музея детского сада. В большом зале – стенды с картинками, где изображены люди разных железнодорожных профессий. На столиках – книжки, карточки для дидактических игр – всё на железнодорожную тематику.

    – В течение нескольких лет в нашем саду ведётся бесплатное обучение английскому языку, – говорит воспитатель Людмила Перебасова. – Мы работаем по программе «От рождения до школы», которая, с нашей точки зрения, позволяет полнее раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка.

    Кроме того что здесь на высоте образовательная составляющая, для детей созданы комфортные условия: в группах множество игрушек – от мягких до развивающих, творческие уголки, где ершатся цветными карандашами стаканчики на расписных столиках. Уютные спальни залиты мягким розовым светом, струящимся из-за штор.

    – В этом саду родительская плата почти в два раза выше, чем в муниципальном, но так здесь и условия другие! Просторные группы, оснащённые площадки, добрые воспитатели. А кормят как вкусно! – говорит Ирина Орса, мама 4-летнего Владика.

    Вопрос родительской платы стал в последние годы камнем преткновения. Рядом за забором – муниципальный детский сад. Условия, конечно, не так хороши, зато платить приходится почти в два раза меньше.

    – Мы ежемесячно платим 4488 рублей, – говорит Елена Кундозерова, мама 3-летнего Димы. – Старшая дочка ходила в этот сад, мы были очень довольны и отношением воспитателей к детям, и условиями, поэтому сейчас водим сыночка. Для нас тяжеловата такая сумма, однако здесь польза для ребёнка очевидна.

    Из-за повышения родительской платы два года назад дети хлынули в муниципальный сад. Одну группу пришлось закрыть, сейчас их всего три. Преимущества своего, железнодорожного, садика перед муниципальным признают все, даже те, кому из-за неподъёмной родительской платы пришлось перевести детей через забор, в соседний сад.

    – Сумма оплаты складывается из фактических расходов на содержание ребёнка. Если поднимутся цены на продукты или на услуги ЖКХ, вырастет и размер родительской платы. Сейчас трудно давать какие-либо прогнозы на этот счёт. Мы настраиваем руководителей подведомственных нам учреждений считать каждую копейку, контролировать внутренние расходы. Мы уверены, что нужно сохранять приемлемый уровень оплаты, ведь дети, окончившие такие сады, наверняка станут работниками нашей компании, – сказала главный специалист отдела образовательных учреждений Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Марина Макацевич.



     
  • Чем дорого внимание?
    Как сделать нематериальную мотивацию более эффективной
  •  

     

     

     

    Есть ли разница между обычными часами и часами от начальника дороги? Для постороннего человека, может, и никакой. Но для железнодорожника, много лет отработавшего в отрасли, безусловно, есть. Вручение наградных часов – это не просто признание профессиональных заслуг, а одна из действенных форм мотивации работников.

    Наталья Александрова

     

     О том, как усовершенствовать систему поощрений, шла речь на круглом столе для специалистов-кадровиков в управлении дороги. На Октябрьской эта система развита очень гибко.

    Благодаря специальному мотивационному фонду начальника дороги поощряются лучшие. Есть денежные премии для коллективов-победителей соревнований, есть выплаты передовикам и лучшим работникам полигона ОЖД, возможность бесплатно отдохнуть с семьёй в здравницах компании. На эти цели из данного фонда идут немалые средства: порядка 27,5 млн рублей на премирование и 15 млн – на мотивационные путёвки.

    Но мотивация бывает и нематериальная: дорого, как известно, внимание. И разные формы поощрения может (и должен!) использовать руководитель любого уровня. О чём говорили на круглом столе? О поощрении участия в школах передового опыта, в конкурсах профессионального мастерства. Об организации гостевых визитов на другие дороги. О публикации в корпоративных СМИ, «Виртуальной Доске почёта» на корпоративном сайте.

    – Когда машинист уходит на пенсию, после последней поездки его встречают руководитель, председатель профсоюза. Торжественно благодарят за работу, вручают подарок, грамоту, – поделился опытом заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Александр Кузьмин.

    В обсуждении затронули и такой момент: может, для кадровиков тоже стоит создать систему мотивации? Например, отмечать тех, у кого в коллективах больше всего отдохнули по путёвкам. Ведь от их работы сегодня зависит многое. Качественно сделали представление работника на конкурс – и заявка не отсеется комиссией. Вручили почётную грамоту – и человек трудится с сознанием, что его труд оценён.

    А как важно вовремя и обоснованно представить к награде! Это скажется и на возможности получения льгот при выходе на пенсию: например, звание «Ветеран труда» от Минтранса можно получить лишь при наличии наград ОАО «РЖД», а те, в свою очередь, – после дорожных.



     
  • Приключения во мраке вагона
  •  

    В канун 100-летия начала Первой мировой войны мы вспоминаем роман Анри Барбюса «Огонь»

    В начале списка художественной литературы, посвящённой Первой мировой войне, обычно стоят «Прощай, оружие!» Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Смерть героя» Олдингтона и «Огонь» Анри Барбюса.

    В возрасте 41 года, когда началась Первая мировая, не отличавшийся особым здоровьем писатель отправился добровольцем на фронт. Ему казалось, что выступление «против немецкого империализма» – благое дело, он считал «необходимым приносить жертвы войне». Отказываясь от повышения, Барбюс два года провёл на фронте, участвовал в атаках, ухаживал за ранеными в качестве санитара. И изо дня в день писал жене, рассказывая о солдатских буднях («Письма с фронта» позже вышли отдельным изданием). Шло время, и настроение и понимание происходящего менялись. Прошлое бледнело и разваливалось на глазах. Вот, например, что осталось от яркого синего с красным мундира: «Штаны у меня в лохмотьях, шинель изорвалась, краги никак не очистишь от жёлтой глины (а помнишь, я был недоволен, что они лакированные и слишком блестят?)».

    Какие там лакированные краги? Обноски, ошмётки, вши. Ни имён, ни лиц – просто «пушечное мясо». «…Мы осмотрелись. Мы были затеряны здесь, как в огромном городе. Бесконечные железнодорожные составы, поезда по сорока, по шестидесяти вагонов образовали нечто похожее на ряды тёмных, низких, совершенно одинаковых домов, разделённых улочками... Отрезки поездов, целые поезда – большие горизонтальные колонны – сотрясались, перемещались и возвращались на прежнее место. Со всех сторон раздавался мерный стук по бронированной земле, пронзительные свистки, звонки сигнального колокола...»

    В романе нет главного героя, все солдаты взвода становятся таковыми: углекопы Потерло и Бекюв, красильщик Тирлуар, капрал Бертран, работавший в мастерской футляров, лодочник Фуйяд, фармацевт Мениль, батрак Ламюз... «У каждого, – писал Ромен Роллан, – верно схваченные и чётко очерченные контуры – раз увидев, вы уже не спутаете его с другими». Но война каждым своим днём старается стереть их индивидуальности, заставить забыть о доме, не иметь ни прошлого, ни будущего, быть просто песчинкой, безвольно перебрасываемой с место на место. В этом плане очень характерны вокзальные сцены главы «Погрузка» – растерянность, потерянность человека, ещё цепляющегося памятью за мирные бытовые подробности. Но всё тонет в холодной бесконечности рельсов, одинаковых, теряющихся за горизонтом вагонов, куда грузят, как скот, везущиеся на убой «боевые единицы».

    «...Мы стояли на платформе вокзала. Ночью тревожный сигнал заставил нас вскочить и разлучил с деревней; мы явились сюда. Конец отдыху; нас перебрасывают на другой участок фронта. Мы исчезли из Гошена под покровом ночи, не видя ни людей, ни вещей, не успев проститься с ними даже взглядом, унести с собой их последний образ».

    В письмах жене Барбюс рассказывал об «изнанке боёв» – грязи, голоде, невозможности спать, о «полнейшем идиотизме жизни фронта», о том, «какая бестолочь, путаница и неповоротливость во всём – от малого до большого, от большого до малого» – и постепенно пришёл к выводу, что «единственная возможность предотвратить войны в будущем заключена в социализме». Так рождался «Огонь», в котором подробно отражалась эволюция автора и его героев.

    Снова лежа в госпитале осенью 1916 года, Барбюс с нетерпением ожидал свежего номера газеты «Творчество», где с продолжением печаталась его книга. И тут же получал отзывы солдат-однополчан, соседей по госпиталю: «Молодец, старина, ты называешь вещи своими именами!» В декабре того же года «Огонь» вышел отдельным изданием и тут же получил престижную Гонкуровскую премию. Накал правды потряс современников.

    «– Видишь, – сказал Паради, – коняг не только посылают в огонь, на смерть, но ещё изводят.

    – Что делать! Это для их же пользы.

    – Как же… Нас тоже для нашей пользы!

    К вечеру начали подходить войска. Со всех сторон они стекались к вокзалу. Горластые начальники шагали сбоку. Они останавливали потоки солдат и втискивали их в барьеры или загоны. Солдаты составляли ружья, складывали ранцы и, не имея права выходить, ждали, заключённые в полумрак».

    Вскоре роман был переведён и в России: отрывки из него в 1917 году печатались в газете «Дело народа» и журнале «Нива». После революции «Огонь», уже полностью, издавался неоднократно: только в 1919 году было 6 его изданий. Этому, в частности, способствовал Горький, на которого «Дневник взвода» произвёл огромное впечатление. «…Это первая книга, которая говорит о войне просто, сурово, спокойно и с необоримою силою правды. В ней нет изображений, романтизирующих войну, раскрашивающих её грязно-кровавый ужас во все цвета радуги. Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как работу, тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей», – писал Алексей Максимович в предисловии к русскому изданию.

    В не менее превосходной степени отзывался о романе, по воспоминаниям Луначарского, и Ленин: «Читатель каждым нервом чувствует, что всё именно так происходило, так было прочувствовано, пережито, сказано. Меня у Барбюса это больше всего волнует. Я ведь и раньше знал, что это должно быть приблизительно так, а вот Барбюс мне говорит, что это так и есть. И он мне всё это рассказывал с силой убедительности, какая иначе могла бы у меня получиться, только если бы я сам был солдатом этого взвода, сам всё это пережил».

    В отличие от многих писателей, призывающих к миру, автор «Огня» считал, что «пролетариям битв» следует продолжить сражение, но уже на другом фронте, «убить войну» – повернуть оружие против тех, кто её начал.

    «– Значит, после войны ещё придётся воевать?

    – Да, может быть...

    – А ты хочешь ещё драться?

    – Да, потому что я больше не хочу войны, – ворчит кто-то.

    – И придётся драться, может быть, не с иностранцами.

    – Да, может быть...»

    Ну что ж, этот путь как раз проходила Россия. И Анри Барбюс становится членом коммунистической партии и большим поклонником первого социалистического государства, в пылу своего увлечения не желающего признавать, что оружие, повёрнутое в другую сторону, всё равно убивает. Он посещает Москву, Харьков, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Баку, Ереван, Тифлис, Владикавказ, Крым. Пишет биографию Сталина, всячески его превознося, восторженные статьи и очерки, начинает книгу о Ленине, собирается снимать фильм о Советской России…

    24 июля 1935 года Анри Барбюс, приглашённый на VII конгресс Коминтерна, в последний раз вышел из поезда Париж – Негорелое. (На этой станции, находящейся в 50 км от Минска, в период между двумя мировыми войнами пролегала русско-польская граница, и она на время стала «воротами в Европу».) Неожиданная простуда вызвала у писателя воспаление лёгких, и 30 августа ветеран Первой мировой скончался в Кремлёвской больнице. На его могиле на кладбище Пер-Лашез в Париже была установлена прибывшая из Свердловска (Екатеринбург) уникальная стела – третье в мире по величине изделие из родонита. На ней выбиты слова Сталина, сказанные на смерть писателя.

     

    Мария Анисимова



     
  • И бежали враги...
    В Лодейном Поле отметили 70-летие победы на Свири
  •  

     С годами редеют ряды ветеранов. И сегодня подлинных свидетелей военной операции 1944-го на реке Свирь почти не осталось. Тем ценнее воспоминания и впечатления тех, кто выдержал и выжил. Один из них – наш постоянный автор, член Союза журналистов Николай Павлович Космачёв:

     – Июнь 1944-го. Почти лишённый местных жителей городок Лодейное Поле. Место эвакуированного мирного населения заняли военные. Мы стоим на лесокомбинате. Дальше другие части. К моменту боёв по форсированию Свири мне только исполнилось 19 лет, и я служил артиллерийским разведчиком в полку 99-й дивизии 37-го гвардейского корпуса. На той стороне, за рекой, за тремя линиями колючей проволоки, с сентября 1941-го стояли финны. Помню своего знакомого по сельской школе Ваню Мытарева, который в числе 12 героев отправился в ложное форсирование, толкая перед собой плотики с соломенными чучелами солдат, с макетами пулемётов. Финны ударили по плотам, а мы аккуратно засекли эти огневые точки на том берегу, и потом по ним ударила артиллерия. Когда 21 июня 7-я армия Карельского фронта провела уже настоящее форсирование, мы своими глазами видели на том берегу следы точных попаданий...

    Но это прошлое, поговорим о празднике. На нём отличилась большая группа воинов 98-й гвардейской Свирской Краснознамённой, ордена Кутузова дивизии ВДВ. Десантники порадовали демонстрацией рукопашного боя, выступлением парашютистов. Внушительной по численности была и команда следопытов-свирцев, которые приурочили к знаменательной дате свой IX международный слёт. К церемонии запуска символических фонариков по реке были привлечены местные школьники. Здесь же состоялся праздничный салют.

    Перед началом концерта в парке «Свирская Победа» всех присутствующих поздравили губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, гвардии генерал-майор Алексей Рагозин, председатель Совета ветеранов 98-й дивизии ВДВ Валентин Сорвин и другие. Затем со сцены зазвучали фронтовые песни. Состоялся и праздничный приём у главы администрации Лодейнопольского муниципального района.

    Уже не первый раз приезжаю я в Лодейное Поле на юбилейные даты Свирской победы и вижу, что на эти торжества всегда собирается много жителей, гостей города. А это значит, что память народа о тех героических днях по-прежнему жива.



     
  • Как прирастала дорога
    Увеличение магистрали до нынешних размеров заняло несколько десятилетий
  •  

    Октябрьская железная дорога – крупнейшая на сети, её линии протянулись более чем на 10 тысяч километров. Но, разумеется, так было не всегда. Сегодня мы вспоминаем две судьбоносные даты в её истории.

     

    После постройки в 1851 году линии Санкт-Петербург – Москва Николаевская магистраль начала увеличиваться в размерах только в 1895-м. Её рост шёл неравномерно, и в 1920-х она оставалась одной из самых небольших на сети. И хотя тогда дорога располагала 17 линиями, лишь две из них были крупными: помимо названной, Бологое – Великие Луки. Из остальных же самой протяжённой была Ленинград – Васкелово, имевшая всего 51 км…

    Все 1920-е шли разговоры об объединении Октябрьской и Мурманской дорог. Если бы это произошло, ОЖД получила бы не только 1770 км главного хода Мурманки (с ветвями), но и 395 км линии Тихвин – Вологда. А возможно, ещё и строившиеся Будогощь – Овинище, Суда – Весьегонск, Сороки (Беломорск) – Котлас, Галич – Пинюг и даже Архангельск – Мезень.

    Но руководство НКПС 85 лет назад, 20 августа 1929 года, решило объединить с 1 октября Октябрьскую и Северо-Западные магистрали «в целях более целесообразного расположения дорог Северо-Западного района и уничтожения технических затруднений в эксплуатации». Кстати, Северо-Западные дороги тогда располагали 14 линиями, и крупных среди них было также две: Ленинград – Остров – госграница и Рыбинск – Псков. Но имелись и другие немаленькие: Ленинград – Кингисепп – госграница, Лигово – Веймарн, Павловск – Новгород, Чудово – Новгород – Старая Русса… Словом, после объединения длина Октябрьских железных дорог (такое название было принято поначалу) выросла до 4,5 тыс. км, и по протяжённости они перешли в середину списка отечественных магистралей.

    Объединение с Мурманской дорогой произошло только 30 лет спустя – после приказа МПС от 14 июля 1959 года. Тогда, 55 лет назад, вместе с главным ходом Мурманки и её ответвлениями в состав ОЖД вошли и линии вокруг Ладожского озера, восточные ходы от Волховстроя и Мги, ряд других участков. Правда, крупнейшей она стала только после включения в её состав в 1961 году линий расформированной Калининской железной дороги: Муриково – Новосокольники – Посинь, Сонково – Старая Русса, Бологое – Алеща, Лихославль – Осуга…

    Алексей Островский



     
  • Это любопытно
  •  

    Железнодорожные литераторы

    В начале ХХ века существовало артистическое и литературное общество Французских железных дорог. Основанное компанией, которая обслуживала линию Париж – Лион – Средиземное море, оно ежегодно устраивало выставки работ своих членов, в ряды которых на третьем году стали принимать и иностранцев. Общество издавало буклет и небольшой литературно-художественный журнал, выходивший раз в два месяца.

     

    Невидимки

    с лопатами

    Во время русско-японской войны в России действовал запрет на перевозку коммерческих грузов (на восток должны были направляться лишь воинские грузы). Это вызвало ситуации, когда товары стали отправлять под видом пассажирского багажа. Так, однажды из Москвы в Верхнеудинск отправилось 130 пудов (более 2 тонн) гвоздей, кайл и лопат по багажной квитанции по 100 пассажирским билетам, выданным на станции Москва-Казанская.

     

    Потёмкинские

    деревья

    В 1914 году одну из российских дорог возглавлял очень строгий начальник, имевший, однако, «пунктик»: он был большой любитель садов и цветников. Однажды его подчинённый, начальник станции, решил выслужиться. Узнав о приближающейся проверке, он отправил в лес артель рабочих во главе с дорожным мастером. Те нарубили два десятка деревьев разных пород, которые и посадили у станции. Глава магистрали был очень доволен и даже восхищён. Но уже на следующий день все деревья были убраны, так как они, естественно, завяли.

     

    «Святой» Сталин

    В 1929 году один из машинистов Северо-Западных железных дорог в числе 25-тысячников был направлен в деревню Сокур, где стал председателем колхоза. Как это часто тогда случалось, его приезд совпал с «перепрофилированием» местной церкви под клуб. А в том месте, где когда-то стоял иконостас, повесили портрет Сталина. Однако у этой акции нашлось немало противников, и спустя некоторое время по многочисленным просьбам верующих клуб опять переделали в храм. Но вот портрет вождя народов снять не решились, он так и остался в иконостасе...

    Алексей Львов



     
  • И квасок ядрёный!
    В Юсуповском саду прошла ярмарка «Хлебосолье»
  •  

     

    Изобилие даров природы из монастырских, приходских, индивидуальных фермерских хозяйств привлекло сюда всех. В том числе студентов и служащих ПГУПСа и работников железнодорожных учреждений с Фонтанки.

     

    Очень необычным был колорит этого чисто славянского торжища в стиле Кустодиева. Всё – без иностранных этикеток. За некоторыми прилавками или около них – мужчины в чёрных подрясниках или женщины в приходских белых платочках.

    – Целительный мёд от храма великомученика Пантелеймона!

    – Монастырское мыло из козьего молока!

    – Натуральный кисель овсяный!

    – Пастила собственного производства!

    – Расторопша и дягиль!

    Производители достаточно необычные: скажем, Софрониево-Молчинская пещерная пустынь или Свято-Елисеевский монастырь из Белоруссии. География участников, опять же, поразила размахом: от курских полей до сибирской тайги, от деревень Псковской области до горных монастырей Кавказа. Мёд из Башкирии, настоящий краснодарский чай, кагор из какой-то южнорусской епархии, сибирские рыжики солёные, травы целебные, ягоды, квас и многое другое.

    Вот к мясному прилавку одного краснодарского фермера выстроилась здоровенная очередь. Вот молодые девушки из ПГУПСа беседуют с монашкой у стенда народных косметических средств.

    Хотя непонятен ценник (натуральное – дорого) и непосвящённым трудно разобраться в тех же многочисленных сортах мёда, варений и чая, народ брал помногу. Подкупала подлинность этих продуктов. Опять же, славянский дизайн упаковки и этикеток настраивал на благодушный лад. Культурная программа этой ярмарки, раскинувшейся у берегов пруда, была тоже необычной. Здесь и священник, на жаре отвечающий в микрофон на вопросы о смысле жизни, здесь же и русские песни в стиле Кадышевой. Икона из старого храма Христа Спасителя и ядрёный русский квасок. Ярмарка встряхнула наш чинный сад и запомнилась надолго.

    Владимир Фёдоров



     
  • Чудо-поляна у станции Мойка
    В полосе отвода ОЖД учёные нашли редкие растения
  •  

    Как утверждают в ОГБУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями» Новгородской области, земля у железнодорожной станции Мойка может стать уникальным природным заказником.

     

    Участок «влажного луга» на границе станции и Мойкинского сельского поселения Батецкого района сохранил 127 видов редких растений, часть которых занесена в Красные книги РФ и Новгородской области.

    Удивительно, но факт – на не слишком большом отдалении от железнодорожных путей обнаружен бодяк седой (единственная зона распространения данного редкого растения на Северо-Западе). Рядом – дрёма красная, пальцекорник балтийский, бедренец большой и так далее.

    Ещё детали. Семь последних лет территорию проектируемого памятника природы «Чудо-поляна у станции Мойка» посещали экспедиции Ботанического института РАН ввиду исключительного состава местной растительности. Созданы научные гербарии лютиковых, гречишных, мятликовых, гвоздичных и иных пород, описания экосистемы.

    Судя по приложенной к проекту карте, предполагаемый памятник природы находится между железнодорожными путями и автодорогой. Конечно, для его официальной регистрации нужна добрая воля как ОАО «РЖД», так и региональных властей. По сути, на «влажном лугу» нет каких-либо железнодорожных сооружений, да и автодорога проходит в стороне. Он нуждается только в огораживании, установке информационных щитов с указанием статуса и границ памятника, запрете доступа для посторонних людей, а также для скота.

    – Думается, если здесь будет вестись научная и экскурсионная работа, летняя практика студентов и школьников, это не помешает деятельности ОАО «РЖД», – сообщили нам в государственном бюджетном учреждении «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями» Новгородской области. – Ведь площадь проектируемой охраняемой природной территории, где будет запрещена любая хозяйственная и коммерческая деятельность, составляет всего четверть гектара.

    Всё логично. Примечательно, что в случае благоприятного решения вопроса название железнодорожной станции станет именем уникального памятника природы в Новгородской области.

    Владимир Викторов



     
  • «Железная» бизнес-леди
  •  

    Работница американской грузовой железной дороги Дебора Батлер недавно стала «выдающейся женщиной года». Она – заместитель президента корпорации по планированию и руководитель информационного департамента.

     

    Симпатичному топ-менеджеру Деборе 58 лет, из них 32 года работает на «железке», у неё трое детей. По образованию она специалист по английской литературе. Но ещё в 70-е годы решила попробовать себя в бизнесе и начала с обучения по бизнес-программе в местном университете. Один из преподавателей – профессор, работавший в департаменте по учёту и продажам вагонов железнодорожной компании, – оценил способности студентки и предложил работу.

    Она начала аудитором и быстро продвинулась по карьерной лестнице: помощник вице-президента по транспортным услугам, вице-президент компании...

    Однажды миссис Батлер и 90 менеджеров собрались на трёхдневный мозговой штурм по стратегическому плану развития корпорации. Главные вопросы: что компании прекратить делать, что нового привнести и каким должно быть будущее? Из сотни предложений отобрали 15 по таким пунктам, как безопасность, рост доходов, улучшение обслуживания. Приняли пятилетний план развития – несмотря на рецессию в экономике, он успешно воплощается.

    – Для меня существенным является то, когда ты видишь результаты принятых решений и когда понимаешь, как можно их добиться, – говорит Дебора в многочисленных интервью. – Работа – это часть меня.

    При этом она участвует в деятельности общественных организаций, встречается с молодёжью. Вот её девиз для молодых: «Работайте усердно, относитесь к людям хорошо, действуйте всегда честно и оставайтесь позитивными».

    Татьяна Александрович



        Copyright ©  30.09.1933 - 02.08.2014  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru