№ 14 (14408)

Время: 23:13
Пятница, 18 Апреля 2014г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 

















ОАО 'РЖД'
RZD-Partner.ru
ѓ §Ґв  '‘в५ '
Славянка
  Пятница
18/04/2014

№ 14 (14408)
 
 
  • Кто хочет внести свою лепту
    Завтра на полигоне ОЖД состоится общерегиональный субботник
  •  

    Главной его площадкой станет территория дорожной клинической больницы, которой в этом году исполняется 100 лет. В её благоустройстве примут участие руководители магистрали, подразделений ОАО «РЖД», действующих на полигоне дороги, профсоюзный актив, ветераны и молодёжь.

    Весенние трудовые субботники в железнодорожной отрасли давно стали доброй традицией. И в этом году, накануне летних перевозок и в преддверии 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, они проводятся на предприятиях Октябрьской магистрали, в региональных дирекциях, филиалах и ДЗО.
    В апреле-мае, выходя на субботники, согласно распоряжению начальника ОЖД Виктора Степова и председателя Дорпрофжела Александра Голубева, железнодорожники выполняют неотложные производственные задания, связанные с окончанием работы в зимних условиях, перевозкой пассажиров и грузов, обеспечением безопасности движения поездов.
    Ремонтируют и осуществляют профилактику подвижного состава, путевых машин, обустройств и оборудования. И традиционно благоустраивают служебно-технические здания, территории станций и депо, приводят в порядок свои рабочие места, очищают от мусора полосу отвода.
    Организацией и проведением субботников на полигоне руководят дорожный и региональные штабы. Их задачи: определить места и объёмы работ, снабдить участников материалами, инструментами, инвентарём, сигнальными жилетами, обеспечить их безопасность.
    В этом году, выходя на праздник труда, можно вспомнить, что в апреле 1919 года рабочие паровозного депо Москва-сортировочная организовали первый субботник, положив начало великому почину. И вот спустя 95 лет ветераны двух локомотивных депо – ремонтного Москва-сортировочная и эксплуатационного Москва-сортировочная-Рязанская – выступили с инициативой провести субботник в честь 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Её поддержал Центральный комитет отраслевого профсоюза и рекомендовал провести субботник во всех организациях, где действует Роспрофжел. Одним из первых на этот призыв, как всегда, откликнулся профсоюз Октябрьской железной дороги.
    Одним словом, все, кто может держать в руках лопаты и грабли и кто хочет внести свою скромную лепту в общее благое дело, выходите на субботник!

    Елена Ануфриева



     
  • Коротко
  •  

    На ОЖД обеспечили прирост
    На 1,6% увеличилась погрузка на полигоне ОЖД в первом квартале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого.
    Общие объёмы отправления грузов составили 23,9 млн тонн. Прирост к уровню 2013-го обеспечен за счёт железной руды (+6,4%), удобрений (+6,3%), строительных (+9,4%) и лесных грузов (+3%).

    Парк обновляется
    На обновление парка тяжёлой путевой техники полигона ОЖД в рамках программы лизинга для предприятий Центральной дирекции инфраструктуры до 2016-го будет потрачено 96 млн рублей.
    В прошлом году на ОЖД уже поступило 11 единиц новой техники, в 2014-м ожидается ещё 6 высокопроизводительных тяжёлых путевых машин.

    Поездом на Украину
    14 апреля ОАО «РЖД» опровергло информацию об отмене поездов между Россией и Украиной. Движение поездов осуществляется бесперебойно, в штатном режиме. Продажа билетов осуществляется на поезда отправлением по 25 мая 2014 года.

    «Сапсанов» станет больше
    В предстоящие праздничные дни будут назначены дополнительные поезда «Сапсан».
    Поезд № 155 отправится 30 апреля, 4, 8 и 11 мая из Петербурга в 11.15. Из Москвы он будет уходить в 15.37.

    На треть дешевле
    Пассажиры скоростных «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург – Хельсинки смогут приобретать билеты со скидкой до 32%.
    Скидка предоставляется на проезд в поезде № 787/788, отправляющемся в дни с понедельника по четверг и по субботам в период с 16 июня по 13 декабря.

    Рекорды Лужской
    14 апреля на станции Лужская добились рекордных показателей: за сутки здесь выгрузили 2500 вагонов.
    Это произошло за счёт слаженной работы железнодорожников узла, морских терминалов порта Усть-Луга и ОАО «Пултранс». В 2014 году значительный прирост объёмов груза ожидается в адрес грузополучателей порта Усть-Луга: ОАО «Роснефтьбункер»,
    ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал», ООО «Европейский серный терминал». Увеличение выгрузки по станции Лужская значительно улучшает показатели работы ОЖД. Сегодня станция обеспечивает около половины выгрузки в Санкт-Петербург-Витебском регионе.

    По-прежнему начеку
    Первая декада апреля ознаменовалась на ОЖД предотвращением очередных серьёзных нарушений безопасности.
    Выявлены три дефектные вагонные литые детали. Так, 4 апреля и.о. бригадира участка текущего ремонта на станции Мурманск Сергей Рогачёв выявил 65-миллимеровую трещину обода колеса. Он поощрён максимальной в таких случаях премией – 15 тыс. рублей. 8 апреля
    в Волховстрое осмотрщик вагонов Николай Полевой выявил разрушение торцевого крепления буксового узла. На его счету в этом году это уже пятый трудновыявляемый дефект.

    На новом маршруте
    С 16 апреля рельсовые автобусы, назначенные в соответствии с дополнительным соглашением между правительством Псковской области и перевозчиком – Северо-Западной ППК, начали ходить по новому маршруту Дно – Леменка.
    Ещё в прошлом году из Дно до Леменки можно было доехать пригородными поездами, но в соответствии с заказом областной администрации они были отменены. В обращении остались лишь поезда дальнего следования, кроме того, правительство области запустило для населения военный автомобиль «Урал». Люди писали жалобы. Теперь проблема решена с помощью назначенных по средам двух пар рельсовых автобусов – утренней и вечерней, каждая из которых оборачивается на маршруте за два часа. РА в эксплуатации на треть экономичнее пригородных поездов, что позволяет перевозчику сократить эксплуатационные расходы.
    Дополнительный запуск рельсовых автобусов и организация пригородных перевозок в регионе в целом были главной темой обсуждения на состоявшейся на этой неделе рабочей встрече начальника ОЖД Виктора Степова и врио губернатора Псковской области Андрея Турчака. В соответствии с заявкой субъекта РФ на 2014 год на территории области изначально были назначены 15 пар поездов, а объём подлежащих компенсации из регионального бюджета убытков перевозчика определён в 300 млн рублей. Андрей Турчак заверил: в ближайшее время область погасит задолженность перед СЗППК в размере 56,2 млн рублей, а к октябрю в бюджет будут внесены корректировки с целью компенсации перевозчику 100% выпадающих доходов. Также планируется назначить РА и на маршруте Дно – Морино.

    Телеграмма

    Из Мурманска есть лишь одно железнодорожное направление – на юг. Поэтому неудивительно, что вокзал является самым узнаваемым символом столицы Кольского Заполярья.
    Не сомневаюсь, что к столетию города вокзал превратится в современный пассажирский терминал, отвечающий строгим требованиям безопасности и комфорта. И, конечно, не утратит при этом своего неповторимого лица и обаяния.
    От всей души желаю коллективу дальнейших успехов в работе, и пусть звезда, много лет венчающая шпиль нашего вокзала, звезда странствий и счастливых встреч, никогда не гаснет!

    Марина Ковтун,
    губернатор Мурманской области



     
  • Дорога с двусторонним движением
    Так образно охарактеризовал контакты ОЖД и ПГУПСа ректор Александр Панычев
  •  

    Выработка новых принципов взаимодействия Октябрьской железной дороги и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I – такова концепция совещания, состоявшегося 15 апреля.

    Открывая его, начальник ОЖД Виктор Степов отметил, что эта долго вынашиваемая встреча двух сторон должна стать примером конструктивного взаимодействия поставщика услуг и клиента, в роли которого в данном случае выступает дорога.
    – Мы должны вместе двигаться вперёд, – сказал Виктор Васильевич, – а круглые столы нам помогут глубже интегрироваться друг в друга.
    Он поблагодарил руководство университета за понимание и энтузиазм при подготовке совещания. Напомнил, что Октябрьская дорога традиционно является пилотной на сети при внедрении инновационных проектов.
    Руководство ОАО «РЖД» поставило цель в десять раз увеличить эффективность бизнеса к 2030 году. А Октябрьская магистраль планирует выполнить эту задачу на своём полигоне к 2020 году, заметил Виктор Степов. Но чтобы выполнить стратегические задачи, поставленные правительством и компанией, дороге нужны соответствующие кадры. Вот почему сотрудничество с профильным вузом сегодня актуально как никогда.
    Затем слово взял ректор ПГУПСа Александр Панычев. Поблагодарив за награду начальника дороги, который вручил ему к юбилею именные часы, он отметил, что с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» предстоит работать в новом формате. Но залогом успеха является то, что дорога и вуз – единая система, работающая в режиме онлайн. А данная встреча позволит выработать новые регламенты взаимодействия.
    – ПГУПС на рынке образовательных услуг всегда отличало качество, но главная его особенность в том, что он – отраслевой вуз, – заметил Александр Юрьевич. – И наша общая задача сделать так, чтобы выпускники, новоиспечённые специалисты смогли войти в производство без адаптационных проблем.
    Затем участники совещания продолжили работу за шестью круглыми столами, обсудив разные аспекты целевой подготовки студентов, дистанционного обучения, производственной практики, научно-исследовательской деятельности, создания базовых кафедр, формирования корпоративной культуры в молодёжной среде и многое другое. Итоги дискуссий подвели модераторы круглых столов, доложив о выработанных резолюциях, которые легли в основу решения совещания.

    Елена Ануфриева



     
  • Мурманский вокзал – ворота в Заполярье
    Поезда приходят только с юга, на севере – Ледовитый океан...
  •  

    Первое специализированное вокзальное сооружение было построено в Мурманске в год основания города – в 1916-м, но оно простояло всего несколько лет. После пожара в 1923 году появился новый вокзал. Это деревянное здание, как и более поздние временные деревянные постройки на том месте, где сейчас располагается вокзал, тоже не сохранилось.

    Современное здание с куполом (архитектор А. Мимбаревич) возведено в 1954 году. В 1959-м при помощи вертолёта на него водрузили 15-метровый шпиль со звездой. Операцию по установке шпиля выполнил экипаж вертолёта в составе Г. Строева и В. Кривенко. Примечательно, что за блестящее выполнение задания, на тот момент достаточно необычного и сложного, вертолётчики были награждены золотой звездой Героя Социалистического Труда. Шпиль со звездой сохранился до нашего времени.
    В 1962 году были пристроены два корпуса, в которых сейчас размещаются зал ожидания и ресторан.
    Мурманский вокзал стал первым в Советской России объектом, который посетил во время своего визита в СССР лидер Кубы Фидель Кастро. 26 апреля 1963 года Фидель Кастро, воспользовавшись приглашением первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева посетить СССР, вместе с сопровождавшими лицами сел в пассажирский лайнер Ту-114, взявший курс из Гаваны в Мурманск. Он летел через Атлантический океан, над Норвежским и Баренцевым морями в столицу Заполярья (командиром корабля был военный лётчик Михаил Костюкевич).
    Прибытие самолёта с Кастро на борту держалось в тайне до самой посадки на аэродром Оленья Мурманской области. Темпераментный Фидель очень радовался встрече с советской страной и удивлялся лежащему в апреле снегу, хватая его руками и обсыпая им себя. Гостю, не рассчитавшему с зимним гардеробом, пришлось выдать тёплую куртку и армейскую шапку. Фидель спецпоездом доехал от аэродрома до Мурманска, где на площади у железнодорожного вокзала его встречали восторженные мурманчане. В ходе импровизированного митинга гость прямо на вокзале обратился к встречающим со словами приветствия.
    – В Мурманске было всеобщее воодушевление, – вспоминает Нина Соловьёва (Глебова). – Несмотря на то, что день был рабочий, мурманчане, узнав о приезде на вокзал дорогого гостя с Острова свободы, постарались собраться на привокзальной площади.
    Сегодня Мурманский вокзал является визитной карточкой и неофициальным символом города. Его изображение растиражировано на многочисленных открытках, в книгах, плакатах.
    Вокзал принимает поезда только с юга, на севере – Северный Ледовитый океан. По многолетней традиции каждый раз, когда прибывает или отправляется поезд № 21/22 сообщением Мурманск – Санкт-Петербург мурманского формирования, на вокзале по громкой связи звучит мелодия «Я люблю моё Заполярье», неофициальный гимн Мурманской области.



     
  • Главная задача – готовность к поездке
    Эксплуатационники стремятся к своевременной подаче локомотивов
  •  

    За четыре года с момента внедрения бережливого производства Октябрьская дирекция тяги (ОДТ) более чем в 20 раз увеличила экономический эффект от проектов улучшений: с 2,99 млн рублей в 2010 году до 68,216 млн в 2013-м.

    – Росту показателей способствует целенаправленная работа в сфере бережливого производства. В частности, у нас функционирует проектный офис, где определяются планы по реализации проектов улучшений, утверждаются поступившие предложения, решаются вопросы обучения персонала, – говорит главный инженер ОДТ Сергей Фомичёв.
    Обеспечение ресурсами тяги – выдача исправных локомотивов и подготовленных локомотивных бригад – главная функция дирекции тяги. Поэтому усилия её технических рабочих групп направлены прежде всего на оптимизацию работы локомотивных бригад и повышение качества текущего ремонта подвижного состава, а также сокращение расходов при организации данного процесса. В этих целях здесь реализованы такие функциональные проекты, как «Изменение технологии работ локомотивных бригад в оборотном депо Лодейное Поле», «Использование подвижного состава для работы в одно лицо на участке Веймарн – Нарва», «Замена на участках работы локомотивов 2М62 на сдвоенные локомотивы ТЭМ18В» и многие другие.
    Всего в прошлом году в ОДТ было реализовано 15 проектов улучшений с экономическим эффектом более 68 млн рублей – на 20 млн больше, чем планировалось. Кроме того, совместно с Октябрьской дирекцией управления движением локомотивщики реализовали восемь новых межфункциональных проектов и растиражировали семь, уже доказавших свою перспективность. Вкупе это позволило получить более 141 млн рублей экономического эффекта. (Напомним, что межфункциональные проекты, в осуществлении которых задействовано как минимум два структурных подразделения, ориентированы на совершенствование перевозочного процесса.)
    По словам С. Фомичёва, ещё одной важнейшей задачей проектного офиса является вовлечение в процесс персонала В этих целях практически на все функционирующие на Октябрьской дороге курсы по бережливому производству были направлены работники дирекции тяги.
    – Обучение на курсах по подготовке лидеров прошли 19 человек – начальники и главные инженеры локомотивных эксплуатационных депо, – сообщил он. – Также подготовлены 5 экспертов и 85 новаторов. А базовый курс по применению Лин-инструментов освоили более 2,7 тыс. работников. Это позволяет ставить и решать серьёзные задачи по постоянному улучшению процессов.
    На 2014 год ОДТ поставила цель разработать и внедрить 25 проектов улучшений с экономическим эффектом свыше 83 млн рублей. В проектном офисе составлен реестр работ: они направлены на повышение качества ТО и ТР, сокращение топливно-энергетических ресурсов, улучшение условий труда и отдыха локомотивных бригад.



     
  • Всё в порядке с конкурсами и проектами
  •  

    Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава, пожалуй, самая титулованная на полигоне ОЖД по числу побед в сфере бережливого производства.

    Так, одно из предприятий ОДМВ – депо Санкт-Петербург-Бал­тийский – неоднократный победитель и призёр различных Лин-конкурсов. И не только в масштабе Октябрьской дороги и сети в целом. Это предприятие занимало первое и призовые места во Всероссийском конкурсе на Кубок имени Гастева – основателя движения бережливых в России.
    Дирекция, образно говоря, уже набила руку на участии в различных Лин-конкурсах. Мало того, она организует и проводит свои внутренние конкурсы, например, 5S.
    – Конкурсы 5S, которые мы ежегодно проводим среди коллективов дирекции на звание лучшего предприятия, офиса, рабочего места, – эффективный способ вовлечения персонала в процесс, – говорит главный инженер ОДМВ Антон Комков. – Кроме того, этим целям служит обучение работников Лин-инструментам, его прошли уже более 700 человек.
    И с проектами улучшений в дирекции всё в порядке. В 2013 году здесь было разработано и внедрено 15 функциональных проектов с экономическим эффектом более 5 млн рублей. По словам А. Комкова, эти предложения направлены на совершенствование процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электричек, рельсовых автобусов и дизельных электропоездов, а также содержание моторвагонного хозяйства.
    Названия проектов говорят сами за себя. «Организация восстановления автоматических дверей», «Монтаж установки по опробованию тормоза пассажирского вагона на экипировочных путях станции Сонково», «Оптимизация норм времени на приёмку подвижного состава». Они уже доказали свою полезность и заслуживают распространения.
    Сегодня ОДМВ стоит перед проблемой. С 2014 года субъекты Северо-Западного региона на 25% снизили заказ на перевозку пассажиров на локомотивной тяге в пригородном сообщении. Как при этом не допустить роста себестоимости обслуживания подвижного состава? Ведь чем заказ меньше, тем его себестоимость выше. Эту непростую задачу в дирекции планируют решать с помощью технологий бережливого производства. Над ней как раз «колдуют» сейчас лучшие умы подразделения.



     
  • День бережливых
  •  

    На Октябрьской дороге уже второй год проводятся Дни бережливого производства. В отличие от Дней качества, которые посвящены одной конкретной проблеме и поискам путей её решения, на Днях бережливого производства речь идёт о совершенствовании различных технологических процессов.

    На магистрали Дням бережливого производства уделяется первостепенное внимание. Октябрьская дирекция тяги и Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава здесь не исключение.
    – В ходе Дня бережливого производства мы анализируем, как идёт реализация уже утверждённых проектов улучшений, а также рассматриваем вновь поступившие предложения – заслуживают они применения либо нуждаются в доработке, – поясняет заместитель начальника технического отдела дирекции тяги Павел Никулушкин. – В повестку в обязательном порядке включаются также вопросы вовлечения и обучения персонала.
    Таким образом, проекты, направленные на улучшение процессов, проходят двойной контроль. Те из них, которые признаны «сырыми», отфильтровываются на доработку, а получившие положительную оценку затем выносятся на утверждение проектного офиса. Причём приоритет отдаётся идеям, реализация которых требует наименьших затрат. Например, в той же дирекции тяги из 39 подготовленных в этом году предложений 25 уже приняты в работу, для их реализации созданы творческие группы. Вопрос по остальным сейчас решается.
    Согласно утверждённой методике, Дни бережливого производства проводятся на магистрали на трёх уровнях: дороги, дирекций и ДЗО и линейных подразделений – не реже одного раза в месяц. Цель – обеспечение регулярного мониторинга и оценки деятельности, информирование и повышение вовлечённости персонала.
    По мнению руководителей и специалистов предприятий дороги, раздельное проведение Дней качества и бережливого производства позволяет детально и более тщательно подходить к вопросам улучшения процессов, оптимизации расходов и материально-сырьевых ресурсов.



     
  • Участка два, а дорога одна
    На Малой Октябрьской идёт подготовка к летнему сезону-2014
  •  

    В Интернете появилась информация о закрытии детской магистрали. И на Малую Октябрьскую железную дорогу зачастили журналисты с каналов – Первого, СТО, НТВ, РЕН ТВ…

    Однако телевизионщики увидели и засняли на камеры совсем другую картину. И на северной, и на южной частях Малой Октябрьской полным ходом идёт подготовка к летнему сезону.
    В Озерках, где находится старая часть детской магистрали, трудятся работники Санкт-Петербургского региона ОЖД: дистанций пути, сигнализации, централизации и блокировки, гражданских сооружений, локомотивного и вагонного депо, РЦС. Одни заняты подготовкой трассы, другие обновляют станционные постройки. Работники локомотивных депо – ремонтного Санкт-Петербург-сортиро­вочный-Московский и эксплуатационного Санкт-Петербург-Финляндский – занимаются техобслуживанием и ремонтом мини-локомотивов, а в Санкт-Петербург-Московском моторвагонном депо готовят к лету вагоны для этих детских составов.
    На южном участке МОЖД – между Купчино и Пушкином – аналогичные работы ведут представители структурных подразделений Санкт-Петербург-Витебского региона. На новой трассе всё централизованно, сплошная автоматика. Поэтому дежурных стрелочного поста, к примеру, готовят на старом, северном, участке. Зато на новом через год планируют обучать ремеслу машинистов паровозов, для чего уже готовится соответствующая техника.
    Оба участка – составные части одной детской магистрали, где постоянно растёт число юных железнодорожников. Ещё год назад здесь занимались 650 ребят, а сейчас профессии локомотивщиков, вагонников, путейцев, движенцев осваивают уже 1400 подростков от 10 до 15 лет. Для того чтобы дать им необходимую теорию, помимо классов в ДКЖ на Тамбовской, аналогичные открыты в нескольких школах Центрального и Пушкинского районов Петербурга, а также в школе № 37 ОАО «РЖД» на станции Мга.
    С июня по август практически все они пройдут десятидневную летнюю практику на Малой Октябрьской. А потом, после четырёх лет обучения, 80% её выпускников продолжат образование в железнодорожных техникумах и вузах, готовящих кадры для холдинга «РЖД». Такова статистика.
    Неудивительно, что судьба детской магистрали волнует очень многих. И узнав, что по её северному участку, принадлежащему ОАО «РЖД», планируется проложить новый проспект, горожане начали сбор подписей под обращением к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой остановить застройку этой территории. Подобные прожекты возникали и раньше, но отрасли удавалось отстоять свою кузницу кадров. Будем надеяться, что и ныне здравый смысл восторжествует.

    Елена Ануфриева



     
  • «Густав» и «Генерал»
    Паровозные гонки: драма, боевик, реальность
  •  

    Гонки – штука азартная, а когда состязаются между собой не тонконогие лошади, а многотонные махины-локомотивы, волнение ещё сильнее. Интересно и зрителям, и актёрам, в реальности переживающим происходящее. Так было, например, с фильмом Алексея Учителя «Край», который в своё время был номинирован на «Оскара».

    Название сибирской станции Край в фильме символическое: кажется, глуше и оторваннее от жизни места не придумаешь. Туда, на лесозаготовки, где живут ссыльные, сразу после войны приезжает Игнат – фронтовик, бывший машинист. «Чем он лучше меня?» – спрашивает у поселенки Софьи некто, в неё влюблённый. «В нём чертей больше», – исчерпывающе характеризует Игната Софья, которую блестяще сыграла Юлия Пересильд. Действительно, чертей у героя в исполнении Владимира Машкова более чем достаточно. Мрачному, глядящему исподлобья «победителю», кажется, безразлично всё – дай только погонять на паровозе. Даже фронтовая контузия им приобретена в процессе очередного паровозного лихачества. Разумеется, узнав, что на острове, куда ведёт единственный разрушенный мост, стоит забытый паровоз, Игнат немедленно отправляется туда. И вдобавок к искомому находит немецкую девушку Эльзу, который год ведущую жизнь Робинзона Крузо. Её отца, инженера, строившего мост, арестовали в начале сороковых, с тех пор она прячется и не знает, что немцев теперь ненавидят.
    Странных, изломанных жизнью героев объединяет паровоз «Густав», который им, конечно же, удаётся починить и провезти по наспех починённому мосту, опоры которого за ними тут же рушатся. Сказочный сюжет с элементами боевика, отсутствием своих и чужих, плохих и хороших, при этом с классической борьбой добра и зла. Зло воплощает грозный чекист Фишман, которым пугают взрослых и детей. Правда, позже выясняется, что имя Фишман принадлежит не чекисту, а паровозу серии ФШ-М. Борьбу добра со злом славно символизирует финальная гонка паровозов. Вот они мчатся бок о бок, восстановленный героями «Густав» и «Фишман», изрыгая дым и пламя. Только у первого дым белый, как ангельское крыло, а у второго – чёрный, как стая воронья. И кто здесь после этого главные герои?
    Потрясающими актёрами называл паровозы режиссёр фильма Алексей Учитель: «Это живые существа: они шипят, пар выпускают, иногда злятся, иногда бывают добрыми, а иногда они прямо в кадре сходили с рельсов... Когда мы снимали последний кадр картины, огромный паровоз просто взял и поехал, несмотря на то что стоял на тормозах. И только профессиональный машинист, который помогал нам в съёмках, смог его остановить».
    В съёмках, проходящих в Ленинградской области, где были выстроены декорации таёжного посёлка, принимали участие настоящие довоенные локомотивы 1905, 1928 и 1941 годов. Приходилось им нелегко: работа шла на износ, ведь гонки и прочие рискованные эпизоды были самые натуральные. Ов-324, или попросту «овечка», «сыгравшая» «Густава», была выпущена в 1905 году на Невском заводе. Паровоз прошёл Финскую и Отечественную войны. «Актёр» уже заслуженный – снимался в «Гибели империи», «Идиоте», «Статском советнике», «Анне Карениной» Сергея Соловьёва.
    Легендарная «овечка» постройки 1905 го­да возглавляла колонну ретротехники на паровом ходу в честь 100-летия локомотивного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский. По случаю юбилея раритеты из необычной коллекции прошли парадом, многие участвовали и в юбилейных рейсах, приуроченных к 175-й годовщине легендарной «чугунки» Петербург – Царское Село. Теперь же они используются для организации поездок, ретротуров, киносъёмок.
    В «Крае», несмотря на закалку, паровозу пришлось нелегко: сцена, где «Густав» выезжает на мост и под ним всё трещит и ломается, снималась по-настоящему, без всяких спецэффектов. Впрочем, не легче пришлось и его «машинисту» Владимиру Машкову: «В течение девяти месяцев я буквально жил в паровозе. Это – уникальное существо, и понять, как его оживить, – увлекательнейший процесс, один из бонусов актёрской профессии. Зато теперь могу сказать без всякого преувеличения: я действительно умею обращаться с этой машиной!» Что и подтвердило выданное актёру после работы над картиной настоящее удостоверение машиниста. За время съёмок Машковым был приобретён ещё один странный навык. В одном из эпизодов герои, не отходя от рабочего места, жарят яичницу на лопате, которой бросают уголь в паровозную топку. После чего актёр провозгласил себя «лучшим производителем яичницы на лопате» и даже попытался угостить ею приехавших на съёмки представителей РЖД.
    Были во время съёмок и другие неординарные моменты. «Мы снимали эпизод, когда Машков должен был упасть с моста, а потом поплыть, – рассказывал Учитель. – И когда, видимо, вяло крикнули «стоп», никто не услышал: Володя проплыл мимо каскадёров, которые должны были его вытаскивать. А дальше шли пороги. Река, на которой мы снимали, очень бурная. И только благодаря мужеству Володи и каскадёров его чудом удалось вытащить. А несколько минут спустя он уже был готов снимать следующий дубль».
    И всё-таки самыми запоминающимися кадрами фильма остаются паровозные гонки – с искрами, паром, азартом, скоростью на пределе. Не каждый же день такое увидишь. Правда, полутора веками раньше, на другом полушарии, в апреле 1862 года подобную картину можно было наблюдать воочию. Этот эпизод кровопролитной американской Гражданской войны  Севера и Юга вошёл в историю под названием «великая паровозная гонка». Добровольцы северной армии под руководством Джеймса Эндрюса угнали у конфедератов грузопассажирский состав и направили его по дороге, соединяющей Чаттанугу с Атлантой, в буквальном смысле сжигая за собой мосты, повреждая рельсы и перерезая провода.
    Случилось это на станции Биг Шанти (ныне Кеннесо), где поезд стоял 20 минут, – пассажиры и железнодорожники успевали позавтракать. Вот и проводник Уильям Фуллер с машинистом расположились поесть, когда увидели в окно, что их паровоз «Генерал» с тремя грузовыми вагонами (пассажирские отцепили) уезжает без них. Железнодорожники кинулись в погоню – сначала пешком, потом на дрезине, затем на паровозе «Техас». В итоге восемь «угонщиков», включая Эндрюса, были схвачены и повешены. После победы северян некоторые участники «рейда Эндрюса» стали первыми награждёнными медалью Почёта. Часть из них – посмертно.
    История прямо просилась на экран, и в 1927 году американский режиссёр и замечательный комик Бастер Китон снял комедию «Генерал», считающуюся самым дорогим проектом эпохи немого кино, – с многолюдными сражениями, захватывающими паровозными гонками и падением самого настоящего паровоза в реку. (Бастера звали «каменным лицом» – первый комик, не смеявшийся собственным шуткам.) В сюжет «для интереса» была добавлена девушка, подруга машиниста. В следующий раз о «рейде Эндрюса» кинематограф вспомнил в 1956 году. В версии режиссёра Френсиса Д. Лиона история, вышедшая в советском прокате под названием «Крутой маршрут», приобрела жанр боевика. Интересно, что роли паровозов в обеих картинах исполняли подлинные «Генерал» и «Техас», обоим ко времени съёмок последнего фильма было около ста лет.
    В отличие от прочих участников великой паровозной гонки «Генерал», выпущенный в 1855 году, жив и поныне. Он хранится в Южном музее истории Гражданской войны и локомотивов в городе Кеннесо штата Джорджия и занесён в национальный реестр исторических мест США.

    Мария Анисимова



     
  • Маршрутка по требованию
    Компьютер подберёт оптимальный путь для пассажиров
  •  

    Специальную интеллектуальную систему, которая способна собирать от пассажиров заявки и создавать наиболее удобный маршрут для развоза каждого из них, разработали учёные.

    Пилотный проект предполагается реализовать в Нижнем Новгороде. «Транспорт по запросу» может появиться на улицах приволжской столицы уже в ближайшие полтора года. Предполагается, что пассажиров будут развозить на комфортабельных микроавтобусах.
    Чтобы воспользоваться «Транспортом по запросу», пассажир должен отправить запрос с мобильного телефона или специального электронного терминала на остановке общественного транспорта.
    Запрос должен содержать местоположение пассажира и желаемую точку его доставки. Данные обрабатываются автоматически и поступают в информационную систему.
    Компьютер предлагает водителю микроавтобуса, который подберёт пассажира, оптимальный маршрут для развозки всех его пассажиров.
    Авторы системы обещают, что стоимость поездки в «такси будущего» будет сопоставима со стоимостью проезда в общественном транспорте.
    Сегодня цена билета для поездки по Нижнему Новгороду в зависимости от вида транспорта и маршрута колеблется от 15 до 20 руб. Поездка на личном автомобиле с городской окраины до делового центра в зависимости от района проживания и объёма двигателя автомобиля обходится от 50 до 200 руб. в оба конца.
    С точки зрения комфорта машины «Транспорта по запросу» не будут уступать большинству личных автомобилей.
    Идею создания «Транспорта по запросу» учёным подсказала широко распространённая в Подмосковье система поиска попутчиков. Аналогичный опыт широко используется и в некоторых районах Нижегородской области.
    Полгода над проектом работали учёные НИУ ВШЭ вместе с коллегами из Международной лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур. Они должны были найти решение проблемы пробок на автомобильных дорогах города. В работе принимали участие учёные не только из России, но и из ближнего зарубежья, а также аспиранты и студенты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. В результате им удалось разработать программный прототип, способный моделировать систему интеллектуального транспорта, которая способна собирать от пассажиров заявки и создавать наиболее удобный маршрут для развоза каждого. Это позволит пассажирам экономить деньги и время.
    По словам руководителя проекта Эдуарда Бабкина, успешность проекта зависит не только от стараний учёных, но и от готовности нижегородцев изменить своё отношение к транспорту.
    «Основная идея, которой мы руководствовались, – сократить количество личного транспорта на городских дорогах, предложив нижегородцам взамен комфортные и доступные по цене маршрутные такси. Самая большая транспортная проблема сегодня заключается в том, что на улицах очень много автомобилей, в которых передвигаются 1–2 человека», – говорит Эдуард Бабкин.

    Игнат Вьюгин



     
  • Механический спасатель
    Юный житель Новороссийска Михаил Вульф создал проект робота для помощи тонущим людям
  •  

    На прошедшем в Москве всероссийском форуме «Шаг в будущее» была представлена его разработка.

    Предложенный им автоматизированный комплекс включает в себя камеру для мониторинга акваторий водоёмов, единый центр наблюдения, куда должна поступать информация с камер, и, собственно, робот-спасатель.
    В едином центре полученные с камер наблюдения данные обрабатываются компьютером. При этом выводятся контрольные точки объекта на воде и данные об их перемещении, на основе которых программа делает вывод, тонет человек или нет. После чего вступает в дело робот-катамаран. Он представляет собой две платформы, к которым прикреплена сетка. С её помощью можно спасти тонущего человека, находящегося на поверхности воды. А из-под воды его поможет достать рука-манипулятор. Разработкой юного изобретателя уже заинтересовались специалисты Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.

    Наталия Курская



     
  • Чем привлекает музей?
    Здесь собраны уникальные экспонаты
  •  

    До 400 человек в месяц посещают музей Петербургского государственного университета путей сообщения.

    И если студенты вуза и школьники приходят сюда, так сказать, в планово-принудительном порядке, то среди посетителей музея немало и сторонних для ПГУПСа людей. Еженедельно главный хранитель фондов Мария Максимова составляет из их числа группы экскурсантов. Чем же привлекает музей?
    За сравнительно небольшую историю – в декабре учреждению исполнится лишь 20 лет – в нём произошло немало изменений. Открылась экспозиция в дни празднования 185-летия университета в небольшом помещении рядом с Колонным залом, что на Московском проспекте, 9. Когда ПГУПС вновь обрёл здание на Фонтанке, 115, экспозиция переехала туда, получив дополнительные метры. А после того, как на первом этаже открыли кабинет первого ректора вуза Августина Бетанкура, руководство университета дало добро на передачу под музей и соседних помещений. И теперь, когда основная масса экспонатов уже заняла свои места, в распоряжении учреждения несколько просторных залов.
    Здесь действительно есть что посмотреть. Вот выпускники ПГУПСа – руководители транспорта, а рядом – культурные, спортивные страницы жизни сегодняшнего вуза. Напротив – уголок давней истории: витрины, посвящённые участию путейцев в Отечественной войне 1812 года и строительстве Новодевичьего монастыря.
    В основной части экспозиции центральное место занимает кабинет Бетанкура. Превосходно стилизованная мебель, редкие экспонаты... Юных посетителей здесь в основном занимает действующий макет ковшовой землечерпалки, изобретённой Бетанкуром. В соседнем зале весьма привлекает их и другой действующий макет – железной дороги, собранный из моделей, подаренных музею выпускником ЛИИЖТа 1954 года Георгием Колесовым. Представителям более старшего поколения интереснее инсталляция землянки – такой, в какой отдыхали после боёв на Невском пятачке в грозные блокадные годы сотрудники института. Их было более 150-ти, в живых осталось только восемь...
    Здесь можно познакомиться с достижениями выпускников и преподавателей вуза в самых разных сферах. Строительство Петербурго-Московской железной дороги и авиация, СЦБ и фотография, изыскания магистралей и коллекционирование… А если кому-то покажется, что сегодняшний день университета представлен не так широко, – значит, у музея есть резервы для развития.

    Алексей Островский



     
  • Гиря возраста не имеет
  •  

    Неоднократный чемпион дороги Виктор Сергеев на недавнем первенстве по гиревому спорту, организованном петербургским РФСО «Локомотив», вновь показал лучший результат – 210 рывков.

    «Гиря со мной даже в командировках», – говорит 43-летний Виктор, машинист строительных машин и механизмов из Пскова. И советует ребятам заниматься спортом, развивающим выносливость и силу. Сам он начал серьёзно тренироваться лет 15 назад: «Гиря возраста не имеет».
    Первенство на призы олимпийского чемпиона Бориса Селицкого впервые проводилось в Маево. Участники отмечают хорошее размещение, высокий уровень судейства, качественные помосты. Вот только не все сильные гиревики, к сожалению, смогли добраться до Маево.
    В категории до 70 кг победил работник моторвагонного депо Санкт-Петербург-Бал­тий­ский Вячеслав Солоницын. Вторым стал наладчик железнодорожных строительных машин и механизмов Антон Носков, выступавший за Псков. На третьем месте – Виктор Пчелинцев из Выборга. В категории до 80 кг сильнейший – слесарь депо Санкт-Петербург-сортировочный-Мос­ковский Александр Петров. Многократный чемпион дороги, в свои 60 он выполнил 162 рывка! На втором и третьем местах – машинист депо Дно Дмитрий Фёдоров и электромеханик Алексей Петров (Мурманск). В категории до 90 кг победил Виктор Сергеев (Псков), за ним – работники локомотивных депо: Кандалакша – Александр Попов и Дно – Александр Ульянов. В весе свыше 90 кг на первом месте машинист ПМС-75 Анатолий Кудлаенко (Псков), на втором – электромеханик Виктор Никулин (Мурманск), на третьем – машинист Александр Дубков (Великие Луки).
    В эстафете и по общим итогам лучшими стали команды Пскова, Мурманска и Санкт-Петербург-Витебского узла.

    Наталья Александрова



     
  • Великий крымский путь
  •  

    Теперь железные дороги Крымского полуострова, бывшие частью Приднепровской дороги, стали российскими.

    Когда в Крыму появилась первая рельсовая дорога, что было дальше? Ещё при Александре I, который любил посещать Тавриду, англичане предлагали протянуть железнодорожную ветку от Москвы до Крыма, чтобы там могли отдыхать царские вельможи. Но слава быть первыми досталась Петербургу и Царскому Селу.
    А англичане, воевавшие на стороне Османской империи в годы Крымской войны (1853–1856), на оккупированной российской территории построили свою собственную дорогу, назвав её Великой Крымской Центральной железной дорогой.
    Летом 1854 года английские войска высадились в районе Балаклавы. Один из ведущих строителей-подрядчиков Англии Самуэль Мортон Пето предложил построить между ней и Севастополем железную дорогу. Флот из Лондона привёз в Крым 1,8 тыс. рельсов, 6 тыс. шпал, 300 тонн досок, два локомотива, тягловых лошадей и мулов. В феврале 1855 года началось строительство дороги с шириной колеи 1676 мм. Балаклавская дорога сыграла свою роль при осаде Севастополя. По окончании войны она была разобрана и продана в Турцию. На дороге использовались пять паровозов из Англии, которые не могли справиться даже с лёгкими уклонами. Тогда ломовые лошади и мулы тащили поезд вверх. Впервые в истории на этой железной дороге был сформирован санитарный поезд.

    Подготовила Татьяна Александрович





        Copyright ©  30.09.1933 - 18.04.2014  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru