№ 17 (14506)

Время: 05:38
Пятница, 6 Мая 2016г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
06/05/2016

№ 17 (14506)
 
 
  • Телеграмма
  •  

    Дорогие ветераны! Уважаемые труженики железнодорожного транспорта!

    Сердечно поздравляем вас с 71-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
    Этот великий праздник является символом героизма нашего народа, воплощением его несгибаемой воли, образцом беспримерного мужества и несокрушимости духа. Мы храним в своих сердцах глубокую благодарность воинам, сражавшимся на поле боя, труженикам, работавшим в тылу, всем, кто ценой неимоверных усилий и лишений отстоял свободу и независимость нашей Родины.
    С первых дней войны Октябрьская магистраль стала прифронтовой железной дорогой. Многие из 29 тысяч работников Ленинградского узла подавали заявления о призыве добровольцами в ряды Красной армии, другие – в Народное ополчение. Днём и ночью эшелоны доставляли стратегические грузы, по железной дороге эвакуировали население, перебазировали промышленные предприятия, доставляли продовольствие в осаждённый Ленинград.
    Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществлённых советскими вооружёнными силами в ходе Великой Отечественной войны. Общий объём перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн тонн грузов.
    Многие защитники Отечества и труженики тыла награждены орденами и медалями. 14 работников Октябрьской магистрали удостоены звания Героя Советского Союза, 13 труженикам было присвоено звание Героя Социалистического Труда, 7 железнодорожников стали кавалерами ордена Славы трёх степеней.
    Низкий поклон всем ветеранам, вечная память тем, кто не вернулся с поля боя!
    Сегодня ваш великий подвиг – не только хороший пример для нынешнего поколения, но и огромная сила, которая объединяет всех нас в стремлении превратить Россию в сильное и процветающее государство.
    Искренне желаем вам, вашим близким крепкого здоровья, долголетия, мирного неба над головой, счастья и благополучия!

    Владимир Голоскоков,
    начальник Октябрьской железной дороги
    Павел Марков,
    председатель Дорожного совета ветеранов войны и труда
    Александр Голубев,
    председатель Дорпрофжела



     
  • «Судьба меня хранила»
    Он шёл по следам войны, восстанавливая разрушенное
  •  

    Несмотря на почтенный возраст – в январе Василию Васильеву исполнилось 90, – ветеран под проливным дождём приехал к нам на Фонтанку из Петродворца. Развешивая у батареи насквозь промокшую куртку, сокрушались, как бы не простыл, а Василий Андреевич отмахивался: «Да ничего-ничего, я и не в таких переделках бывал…»

    В июне 1941-го он окончил семилетку, а через несколько дней началась война. Учился отлично, до сих пор хранит аттестат и почётную грамоту (медалей тогда не было). Мечтал поступить в военное училище спецформирования (аналогичное нынешнему Суворовскому, для мальчиков, воспитывавшихся без отцов). «Но жизнь меня поправила, – без досады говорит Васильев. – Пришлось спасаться от немцев». Враг подступал к Ломоносову, и он решил бежать из своей деревни Витино в Ленинград, к тётке на улице Красной Связи. Тётка встретила неласково: «Уходи-уходи. У нас есть нечего!» Продукты уже были по карточкам. Посоветовала идти на Московский вокзал, сдаться в милицию. Совет оказался дельный. Милиционер отправил его на эвакопункт на Лиговском проспекте. Там не дали умереть с голоду, а когда подошла очередь, вывезли пятнадцатилетнего паренька в Киров. А дальше – выживай как сможешь.
    – Взял меня к себе один старичок, три месяца помогал ему за лошадьми ухаживать. Но с продуктами было тяжело, и его сын отвёл меня на железнодорожную станцию, – вспоминает эвакуацию Василий Андреевич. – Определили в училище, на курсы паровозных слесарей. Поработал какое-то время в депо в Мурашах. А в 43-м направили в паровозоремонтный поезд НКПС № 18, который тогда формировался. В составе этого поезда оказался в Резекне – латышском городке, который только что освободили наши войска. Нужно было восстанавливать разбомблённый железнодорожный узел, паровозы.
    Поезд спецформирования – ремонтное депо на колёсах. В одном вагоне станки, в другом – агрегат тёплой промывки паровозов, в третьем – дизельная электростанция… Работали слесари, не щадя, как говорится, живота своего, по 14–16, а то и больше часов. В экстремальных условиях мобилизуются в человеке все физические и душевные ресурсы от решимости стоять до конца. «Молодость всё переборола! В войну все так жили, – уточняет Василий Андреевич. – Главное, что мы были живы. Голод – самое тяжёлое, что я запомнил из военных лет. Знаете, как может хотеть есть 17-летний молодой человек? До обморока, до преступления. Судьба меня хранила, спасла от самого страшного...»
    Железнодорожный вагон стал для него домом, как оказалось, на много лет. В 1945-м их поезд перебросили на Дальний Восток для восстановления путей и тоннелей, которые могли быть разрушены в Японскую кампанию. Когда пришло время демобилизации, в январе 46-го, Василий Васильев получил за честную службу на благо Родины благодарность министра путей сообщения генерал-лейтенанта Ивана Ковалёва. А вскоре – приказ отправляться в Вязьму восстанавливать пути. «В армию призвали, на срочную службу, три предыдущих года не засчитали, – поясняет ветеран. – Ну а что сделаешь? Не посылать же тех, кто с фронта только что демобилизовался!» В строительно-путевом батальоне отслужил 3 года 8 месяцев. И только потом вернулся в Ленинград-Балтийское паровозное депо. Дальше жизнь складывалась у Васильева вполне счастливо. В 1951-м он перешёл в Ленинград-Балтийское электродепо. Работал помощником машиниста, окончил десять классов в вечерней школе, чтобы получить права машиниста. И потом до самой пенсии водил электропоезда. В 2005-м награждён знаком «Почётному железнодорожнику. Повезло в семейной жизни. С женой Ниной Дмитриевной прожили душа в душу 62 года – отметили бриллиантовую свадьбу. Уже четыре года, как её нет в живых. «Я справляюсь! – предупреждает наши сочувственные выражения ветеран. – Сам прибираюсь, суп умею варить – друг-вдовец ко мне обедать ходит! Дочка может помогать, раз в неделю в гости приезжает, а я пока сам обхожусь».
    Живёт ветеран в красивейшем пригороде Петербурга – Петродворце. «Мы 18 лет прожили в здании вокзала – на втором этаже. Женщины на балконе бельё вешали. Ну, когда иностранцы стали ездить, нам дали квартиры, чтобы не портить вид культурно-исторического объекта», – смеётся ветеран. На здоровье, слава Богу, не жалуется. «Утро начинаю с зарядки, делаю пробежку в своей любимой Липовой аллее, что идёт вдоль трубы, через которую вода в фонтаны подаётся, – рассказывает о своей сегодняшней жизни Василий Андреевич. – Мой приятель Миша там открывает задвижки – на ночь они закрываются для накопления воды в пруду. По пятницам мы с ним в баню ходим. После 90 лет главное – здоровый образ жизни».

    Галина Морозова



     
  • Коротко
  •  
    Для всех поколений
    Вчера, по давней доброй традиции, в Мурманском доме культуры железнодорожников собрались ветераны предприятий узла, чтобы отметить День Победы.

    9 мая они тоже придут сюда, чтобы потанцевать под любимые песни военных лет. А 6-го для них подготовили целую праздничную программу. Открыла её торжественная часть, где руководители территориального управления и регионального профсоюза чествовали своих старших товарищей.
    Затем силами творческих коллективов ДКЖ был дан замечательный концерт. Ветераны сидели в нарядном зале за столиками с угощением, а на сцене один за другим для них выступали взрослые и детские  ансамбли – эстрадного танца «Мозаика», «Русская песня», народных инструментов и другие. Было очень весело и по-семейному тепло.
    А 7 мая в стенах Дома культуры пройдёт конкурс стихов и рисунков «Бессмертный полк глазами детей». В творческом поединке будут участвовать воспитанники железнодорожных садов № 26 и 27, дети работников Мурманского узла.

    Елена Смирнова


    Календарь недели
    •    3–10 мая ветеранам Великой Отечественной войны и их сопровождающим предоставлена возможность бесплатного проезда в поездах дальнего следования на внутрироссийских маршрутах.
    •    4–9 мая на полигоне Октябрьской дороги пройдут торжества в честь Дня Победы. В том числе работники магистрали примут участие в торжественном вечере в ДКЖ, в мероприятиях на станциях Ладожское Озеро, Петрокрепость, в шествии «Бессмертного полка». 8 мая состоится награждение победителей конкурса детских рисунков на тему «Железная дорога в годы Великой Отечественной войны».
    •    7 мая 2005 года в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Балтийский после реконструкции был открыт главный цех текущего ремонта третьего объёма (ТР-3).
    •    8 мая 1991 года руководителем Министерства путей сообщения был назначен Л.И. Матюхин.
    •    9 мая 1918 года народным комиссаром путей сообщения стал П.А. Кобозев.
    •    9 мая 1946 года образовано Великолукское отделение Калининской железной дороги.
    •    11 мая 1938 года вышел приказ НКПС об организации изысканий, проектирования и строительства вторых путей от станции Сорокская до Мурманска.

    «Шёл солдат домой»
    «Катюша», «Землянка», «Шёл солдат домой» – эти и многие другие известные песни военных лет, а также современные композиции прозвучали 5 мая на торжественном вечере для ветеранов Великолукского и Новосокольнического узлов.
    На праздничный концерт, подготовленный Великолукским ДКЖ, собрались более 60 представителей старшего поколения. Детская студия «Арабеск» и шоу-балет «Этуаль» показали замечательные танцевальные номера. Изюминкой стали выступления гармониста и иллюзиониста. А были ещё викторины, лотерея и, конечно, чаепитие.
    Целыми семьями работники узла соберутся в ДКЖ 7 мая – этот концерт станет подарком железнодорожникам к празднику. А в сам День Победы коллективы Дома культуры выступят на городских площадках: великолучане смогут увидеть театрализованную программу «На привале» с военными песнями и танцами тех лет.
    – Наши выступления не повторяются: каждый год мы готовим новую программу, придумываем новые номера, – говорит директор ДКЖ Светлана Семёнова. К слову, зрители услышат много прекрасных песен и в её исполнении.  

    Наталья Александрова


    Для героев былых времён

    Сегодня в Бабаево большой праздник. Дом культуры железнодорожников в преддверии празднования Дня Победы распахнул свои двери для ветеранов и молодёжи узла.
    Поздравить старших товарищей пришли руководители структурных подразделений узла, предприятий города и района. Затем для заслуженных ветеранов был дан праздничный концерт, который они смотрели, сидя за накрытыми столами. А завершала встречу развлекательная программа «Играй, гармонь!». Звучал баян, и словно помолодевшие ветераны участвовали в конкурсах плясок, частушек и поговорок на военную тему.
    Незадолго до этого дня в ДКЖ, вот уже в седьмой раз, прошёл ежегодный открытый фестиваль военно-патриотической песни «О героях былых времён». Помимо железнодорожников узла, в нём участвовали представители предприятий города и творческие коллективы Бабаевского, Чагодощенского, Череповецкого, Кадуйского и других районов. В двух из трёх номинаций успех сопутствовал железнодорожникам. Обладателем гран-при в номинации «Солисты» стала Елена Скрябина, специалист отдела кадров ТЧЭ-22. Второе место среди ансамблей завоевала вокальная группа ветеранов узла «Поющий экспресс».

    Елена Ануфриева



     
  • Трудовой фронт Марии Чернобаевой
    Юная ленинградка восстанавливала железнодорожные пути после бомбёжек
  •  

    – Как же хорошо теперь в наших новых цехах стало, так бы работала ещё и работала! – восхищается ветеран Санкт-Петербург-Пассажирский-Московского вагонного депо 90-летняя Мария Васильевна Чернобаева. На майские ветеранские встречи в депо она ездит с удовольствием. Радуется возможности пообщаться и походить по родному предприятию. А на прошлогодней встрече была особо польщена тем, что в экспозиции обновлённого деповского музея выставлен и её фотопортрет.

    Работала Мария Васильевна на гальваническом участке. Все никелированные детали, которые только есть на пассажирских вагонах, через её руки проходили, чтобы вновь приобрести утраченный блеск. С них обдирали старую краску, травили их кислотами, полировали, никелировали. Всё делалось вручную, с помощью каменного круга, потом другого, с песчаным покрытием, затем третьего – с войлочным. Детали то в медь опускали, то в никель. Производство вредное, с вентиляцией и вытяжкой дело обстояло тогда неважно. С тех пор у Марии Васильевны песок в лёгких, язва и букет других проблем со здоровьем. Но держится она бодро. Да, ни дня без лекарств, но не разучилась радоваться тому хорошему, что есть в жизни. А это прежде всего двое замечательных заботливых сыновей, трое внуков и внучка. Только фронтовики и труженики тыла умеют по-настоящему ценить мир.
    Великая Отечественная обрушилась на неё через несколько дней после того, как Маша отметила своё 16-летие. Юная ленинградка пошла получать паспорт, но вручат ей его только в 45-м. А тогда забрали все документы, выдали форму и отправили на раскорчёвку площадки для строительства военного аэродрома. По ночам бригада, сформированная из 22-х таких же девчонок, спала на брошенной на пол охапке сена в сарае. Потом они восстанавливали железнодорожные пути после вражеских бомбёжек. Таскали и шпалы, и рельсы. Столбы высоковольтной линии электропередачи обвязывали тросом и волокли, закинув его на плечо. Однажды неправильно закинутый трос сбросил Машу в воронку от снаряда, заполненную холодной водой. Отработав в мокрой одежде, ночью она развесила её сушиться, а кирзовые сапоги поставила на золу в печке, так у них подошвы прогорели. Утром увидела и расплакалась: в чём идти на работу? Бригадир выдал, что смог найти: брезентовые бахилы, галоши и верёвки, чтобы их подвязать. Когда девичью бригаду отправили на станцию Рахья на торфозаготовки, шесть дней не снабжали её продовольствием. Девочки держались тем, что выскребали в междупутьях просыпавшуюся из вагонов и перемешавшуюся с песком муку. Так, вместе с песком, и ели. Заготовленный ими на болотах торф отправлялся по железной дороге в Ленинград, на ТЭС, где использовался в качестве топлива. Вчерашние школьницы выдавали на-гора по 60 кубов за смену. Сейчас не каждый мужик в расцвете лет с такой нагрузкой справился бы. И при том, что жилось девочкам хуже, чем заключённым, они не утратили ни доброты, ни порядочности. Когда хулиган вырвал у Маши на улице сумку с продовольственными карточками, а до конца месяца, на который они были выданы, оставалось ещё десять дней, каждая из работниц бригады отдавала ей часть своего пайка. И она дотянула до следующего месяца. В 43-м Маша попыталась отправить из блокадного города через Ладогу младшего брата. Увы, готового к отправке мальчика при проверке в последнюю минуту высадили на том основании, что ему уже почти шестнадцать. А значит, сможет работать. С горечью вспоминает Мария Васильевна, как пыталась навещать в блокадном городе родственников. Приехала к тётке, а вместо её дома – руины дымятся. Долго стучалась в квартиру к дяде – никто не открыл. Узнала: за те две недели, что её не было в городе, все умерли.
    – 9 мая 1945 года мы встретили на станции Рахья, – говорит Мария Чернобаева, поглаживая пальцами свою самую дорогую медаль – «За оборону Ленинграда». – Ах, как же мы кричали от радости, как танцевали и пели потом на Дворцовой площади! Это такое счастье – когда нет войны!

    Ирина Верховная



     
  • Увидели Дорогу жизни
  •  

    В преддверии Дня Победы ветераны Волховстроевских эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо побывали в музее «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт». Это путешествие в историю им организовал профсоюз.

    – Неожиданный сюрприз, который всколыхнул наши сердца, – говорит о поездке её участница Людмила Королёва. – Благодарим председателей ППО Маргариту Киналь и Светлану Чагину за организацию мероприятия.
    Всего в Кобону ездили более тридцати ветеранов-локомотив­щиков. Большинство из них были в музее впервые после его восстановления. Теперь они признаются, что побаивались ехать на экскурсию, потому что в памяти ещё живы те времена, когда сгорел первый музей. Тогда казалось, что возродить его нереально.
    – Как же я ошибалась, поддавшись этому сомнению, – сетует Людмила Павловна. – То, что сотворили офицеры-подводники
    в отставке, заслуживает глубочайшего уважения. Энтузиастами проделана огромнейшая и очень нужная работа.
    Длившаяся больше трёх часов экскурсия была настолько интересной, что многие её участники до сих пор под впечатлением. Вызвали интерес абсолютно все экспонаты.

    Надежда Дорощенко



     
  • «Бессмертный полк» Людмилы Карчевской
    Стрелок ведомственной охраны пишет проникновенные стихи
  •  

    Слушайте, люди, слушайте!
    Звучит колокольный набат.
    Склоняя головы, слушайте
    Сердца бессмертных солдат!

    Они вам расскажут многое:
    Как брали Берлин и Рейхстаг,
    О том, как фашистское логово
    Громили под вой канонад.

    Как шли партизанскими тропами,
    Как мёрзли в окопах сырых,
    Как пробирались болотами,
    Теряя друзей боевых.

    Расскажут вам воины-герои,
    Лётчик, солдат и матрос,
    Как друг, истекающий кровью,
    Пускал эшелон под откос.

    Как выжили те, кто в атаку
    Под пули шальные рвались,
    Как снова врачи медсанбата
    Боролись за каждую жизнь.
    Вы были хранимы мольбою
    Всех женщин: невест, матерей,
    Согреты их нежной любовью,
    Любовью сестёр и детей.

    Послушайте воинов великих…
    Могущество – в стойкости их,
    В силе духа, что в бронзе отлита,
    В той Победе за счастье живых.

    Поклонимся низко героям –
    Всем, кто выжил, и всем, кто убит.
    Вечной памяти Храм мы построим,
    Храм, где мужеству пламя горит.

    Нет равных бойцам в этом мире!
    Не сломлен могучий народ!
    Гордимся, помним и верим,
    Враг никогда не пройдёт.

    Такое сейчас поколенье,
    Мы верим в Отчизны оплот.
    Во век нам не быть на коленях!
    России мы гордый народ.


    Когда в редакцию «ОМ» прислали стихотворение, посвящённое Дню Победы, мы немного удивились. Давно уже нет у нас в газете «Литературной страницы», да и другие СМИ перестали печатать самодеятельных поэтов.


    Но, прочитав стихотворение «Гордимся и помним», мы заинтересовались автором этих проникновенных строк. Им оказалась стрелок стрелковой команды Новый Порт ведомственной охраны ФГП России Людмила Карчевская. Познакомились, разговорились и многое поняли.
    Стихи Людмила начала сочинять ещё в юные годы. Пишет и сейчас: по настроению, по наитию или когда попросят поздравить кого-то в поэтической форме с праздником, днём рождения, юбилеем. Записывает их в специальную тетрадь и читает в узком кругу, а о сборниках или чём-то подобном даже не помышляет.
    История рождения военного стихотворения иная. На вопрос, что послужило поводом для его написания, Людмила Владимировна сказала: «Всё, что касается Великой Отечественной, пережито сердцем. Это свято для меня. Вся моя ближайшая родня – фронтовики. И в семье всегда ими гордились, чтили память о погибших. Когда идёт «Бессмертный полк», я нахожусь в его рядах».
    У многих из нас родные воевали, заслужили награды, получили ранения. У Людмилы Карчевской в семье пятеро фронтовиков-героев! Дед воевал и погиб ещё в Финскую кампанию. Бабушка в Отечественную была лейтенантом медицинской службы. Мама сражалась с фашистами в партизанском отряде. Отец служил матросом на Краснознамённом Балтийском флоте. Дядя, мамин брат, погиб на Курской дуге. Рассказывает о них Людмила Владимировна с гордостью. Жалеет, что когда родители были живы, не расспросила их обо всём до мельчайших подробностей. Теперь уже не спросишь...
    На Октябрьской железной дороге она работает 13 лет. Её пост – в офисе Санкт-Петербург-Витебского территориального управления. Устроившись в охрану, прошла специальное обучение. И периодически, как и другие коллеги, сдаёт теорию, проходит учебные, зачётные стрельбы. Её оружие – пистолет Макарова. Для женщин в их семье – это нормальное явление. Старшие воевали, а дочь Людмилы Владимировны Екатерина – подполковник полиции. Подрастает 16-летний внук. Кем будет, когда станет взрослым, Иван пока не решил. Сначала надо хорошо окончить школу. Он увлекается информатикой, что, возможно, повлияет на выбор профессии.
    Бабушка часто бывает в их тёплом доме. Все вместе выезжают за город – на свои семь соток. Но главная семейная традиция – дважды в год навещать своих ветеранов: отец покоится на Охтинском кладбище, а мама и бабушка Людмилы Владимировны – на Ковалёвском. С детства приходит сюда и Ваня, знает о своих героических предках и чтит их память. Связь поколений не прерывается.

    Елена Ануфриева



     
  • Таких не сломаешь!
  •  

    С раннего детства жительница Псковщины Анна Иванова боялась крови и даже падала в обморок при её виде. Но в войну этот страх пришлось побороть: нужно было спасать раненых солдат в госпитале, помогая медсёстрам делать перевязки. О своей бабушке – ветеране Великой Отечественной войны – рассказала нам внучка-железнодорожница Марина Андреева.

    Те, у кого живы бабушки и дедушки, пережившие Вторую мировую, имеют бесценную возможность из первых уст узнать о тех страшных военных днях.
    Бабушке маневрового диспетчера сортировочной системы станции Лужская Марины Андреевой в этом году исполняется 90 лет. В 1941-м, когда враг ступил на нашу землю, она была ещё юной 16-летней девчонкой.
    – Родилась бабуля в простой семье, – восстанавливает внучка события её жизни. – У неё были четыре сестры и брат. Его вместе с отцом на фронт забрали. И хоть вернулись они с войны живыми, но один слуха лишился, у другого ногу отняли. Слабое здоровье не дало им долгих лет жизни.
    Сёстры с матерью в войну тоже выживали как могли. Прятались сначала в сараях, стогах сена, но когда беспощадные немцы стали их сжигать, перебрались в окопы. Приходилось Анне Петровне даже браться за автомат, чтобы отстреливаться от фашистов, приближавшихся к окопам.
    Cлушая рассказы бабушки, Марина едва сдерживает слёзы. Особенно тяжело вспоминать ветерану голодных и испуганных младших сестрёнок.
    – Она так и говорит нам: «Вот смотрит на тебя эта малявочка, а в глазах столько всего, прямо целая жизнь». Маленьким детям было трудно понять, почему приходится голодать. Без еды умирало много людей, приходилось есть то, что было доступно: лепёшки из крапивы, прошлогоднюю картошку...
    Многое пришлось пережить, помогая в госпитале. Незакалённое девичье сердце едва выдерживало стоны солдат, обезболивающих для которых просто не было.
    – Делая перевязки, бабуля старалась отвлекать раненых. То разговором, то шуткой какой.
    Там и познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Ивановым. Он, как окреп после ранения, стал ей внимание оказывать. Так и сложилась семья.
    С мужем она прожила долгую и счастливую жизнь. Воспитали детей, а улыбки внуков – теперь её главная награда за пережитое.
    Несмотря на годы, она до сих пор хлопочет по дому, вяжет носки детям и внукам, а на её окне плодоносят перцы и помидоры.
    Заботой, любовью и великим чувством благодарности пропитано каждое слово Марины о бабушке. Старается она помогать и другим ветеранам. В прошлом году вместе с коллегами выезжали к четверым ветеранам в Усть-Луге. Подарки и внимание молодых железнодорожников до глубины души растрогали стариков.

    Надежда Дорощенко



     
  • Так рождается гордость
  •  

    В Северо-Западном региональном общем центре обслуживания совет молодёжи, возглавляемый ведущим бухгалтером Максимом Косолаповым, разработал к 9 мая целый план мероприятий.

    – Победа досталась нашему народу большой ценой, – говорит начальник С-З ОЦОР Сергей Смирнов. – Руководство центра уделяет большое внимание духовно-нравственному развитию молодых специалистов и оказывает совету молодёжи помощь и поддержку.
    Уже открыта памятная фотовыставка в здании управления дороги на Фонтанке. Работники центра из разных регионов поделились снимками своих воевавших бабушек и дедушек, рассказали об их подвиге. Они уходили добровольцами на фронт, обороняли Керчь, участвовали в Сталинградской битве, брали Рейхстаг. Сейчас этих героев, к сожалению, уже нет с нами, но их фотографии смотрят с большого стенда. Фотовыставка станет традицией С-З ОЦОР.
    – Накануне праздника наш совет молодёжи при поддержке профсоюза раздаст тысячу георгиевских ленточек, – говорит бухгалтер Ольга Марчук.
    Для детей из подшефного Дома милосердия будет организована экскурсия в музей ОЖД на выставку, посвящённую ВОВ. «Нужно обязательно поддерживать у детей память о героях тех лет, – уверена бухгалтер Полина Антропова. – Такие встречи воспитывают патриотизм, уважение к ветеранам».
    Молодёжь будет участвовать в торжествах на станции Ладожское Озеро, в праздничном вечере в ДКЖ. Пройдёт в рядах «Бессмертного полка». И, конечно, навестит ветеранов – в структурных подразделениях в Мурманске, Карелии, Тверской области, Калининграде, других регионах. Поздравят представительницу героического поколения – бухгалтера Марию Васильевну Егорову, которая в мае отметит 90-летие. Ветераны знают, что не забыты дорогой, а молодые не жалеют времени на общение с ними.
    – Когда занимаешься этим из года в год, понимаешь, насколько это важно, – говорит замначальника отдела Лариса Савишкина. – Возрождается сила духа, появляется чувство гордости за подвиг ветеранов. Радостно общаться с ними, вживую прикасаясь к истории.

    Наталья Александрова



     
  • «Первые бомбы угодили в вагоны, где были малыши…»
    В этом году исполняется 75 лет со дня трагедии на станции Лычково
  •  

    Недавно в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги «От сердца к сердцу память мы несём». Это свое­образный отчёт о деятельности общественной организации «Память сердца», которая вот уже десять лет занимается сбором материалов и организацией различных мероприятий, касающихся известных теперь событий лета 1941 года, когда шла массовая эвакуация ленинградских детей в тыл.

    Джон Федулов, всю свою жизнь проработавший в институте «Гипротранссигнал­связь», как раз и есть тот ленинградский мальчишка, которому довелось оказаться в эпицентре трагедии.
    «В 1941 году я окончил пятый класс школы № 32 Октябрьской железной дороги на улице Восстания, – вспоминает Джон Дмитриевич. – 5 июля мы с мамой проводили – оказалось навсегда – отца на фронт. В тот же день мама провожала в эвакуацию меня.
    Уезжали мы с Витебского вокзала. Повезли нас на юг от города, в район Старой Руссы. Устроились мы хорошо, место, где стояла деревня, было очень красивое… Но не прошло и двух недель, как 18 июля рано утром приехали машины и повезли нас по пыльной дороге на станцию Лычково. Мы разгрузились невдалеке от вокзальчика – небольшого деревянного здания голубого цвета с белыми наличниками на окнах. На крайний путь пришёл поезд из товарных вагонов с пыхтящим паровозом. Раскрыли широкие двери вагонов, и я в числе нескольких мальчишек запрыгнул наверх, чтобы укладывать вещевые мешки. Вдруг кто-то крикнул: «Самолёт». Взгляд вверх. Точно! В безоблачном небе, немного правее от нас, высоко летит самолёт, а сзади от него отделяются чёрные точки. Бомбы! Их было уже около десятка. Первые из них угодили в вагоны, где были маленькие дети – их посадили в первую очередь.
    Помню свист летящих бомб, разрывы, чем-то ударило меня по спине. А потом, когда взрывы закончились, – неимоверный крик от пережитого ужаса, плач раненых и что-то в проводах, похоже, куски детских тел. Пальтишки, ботинки, кровь… Вся масса людей с криками устремилась в ближайший лесок. Тогда самолёт спустился низко и, несколько раз заходя на станцию, расстреливал бегущих детей из пулемёта. Самолёт был так низко, что мне казалось, я бы узнал в лицо этого фашиста…»
    Картина эта и сегодня стоит у Джона Федулова перед глазами. На вопрос, не хотелось ли ему побывать в Лычково после войны, когда стал взрослым, отвечает утвердительно: «Очень хотелось. Но тогда не принято было вспоминать о таких вещах». Впервые он рассказал о пережитом своим коллегам по институту в год 60-летия Победы. А потом, когда в одной из радиопрограмм услышал обращение к тем, кто пережил бомбёжку детского состава, сел и написал свою историю. И сегодня ему звонят из газет и телеканалов, просят снова и снова рассказать о войне, ленинградской блокаде, в которой он в конечном итоге очутился, о переправе весной 1942 года через Ладожское озеро и много ещё о чем. И, конечно же, о таком необычном для ленинградского школьника имени Джон. Тут нет никакой тайны. Просто его отец Дмитрий Федулов назвал так сына в память об одном англичанине, который спас ему жизнь тем, что помог бежать из тюрьмы в одной из прибалтийских стран в 20-е годы.
    Вот уже почти десять лет Джон Дмитриевич, почётный гражданин села Лычково, старается не пропускать ни одного мероприятия, которые проходят в затерянной в лесах новгородской глубинке. Ему посчастливилось застать тех женщин, что ухаживали за могилами детей, когда ещё не было там никаких монументов. В 2003 году на Лычковском кладбище появился памятник, созданный московским скульптором. В 2005-м торжественно открыли композицию, посвящённую детям войны, автором которой стал волгоградский мастер. В большинстве своём все работы проводились на народные пожертвования. И вот, наконец, на майской встрече 2009 года присутствующие увидели на могиле юных ленинградцев памятник Скорбящей ленинградской матери, выполненный петербургским скульптором.
    В этом году традиционная встреча в Лычково намечена на 22 мая. Джон Дмитриевич говорит, что ещё до недавнего времени были живы дети из того самого разбомблённого состава – всего восемь человек. Смогут ли они приехать, пока неизвестно: возраст, болезни. Будут среди гостей и представители Октябрьской железной дороги. Организация «Память сердца» очень признательна железнодорожникам за поддержку и участие, за установку мемориальной доски в память о событиях 1941 года на здании железнодорожного вокзала.

    Татьяна Куценина



     
  • Паровозы – это наша история
  •  

    Главной тяговой силой на стальных магистралях в годы Великой Отечественной войны были паровозы. Нынешние локомотивщики, работающие на тепловозах и электровозах, с огромным уважением относятся к этой прекрасной машине – паровозу – и не спешат ограничивать её деятельность музейными рамками.

    С момента зарождения железных дорог в начале XIX века и на протяжении более чем столетнего периода паровоз был единственным видом локомотивов. Лишь после Великой Отечественной его постепенно заменили прогрессивные виды тяги – дизельная и электрическая. В наше время немногочисленные уцелевшие паровозы стали восприниматься в новом свете – как некий символ ушедшей эпохи, созданный прошлыми поколениями и выдержавший испытание временем. Сохранение паровозов сегодня стало частью задачи сбережения всего исторического и культурного наследия страны. И в нашем депо им уделяется огромное внимание. В инвентарном парке депо – 18 паровозов, часть из которых поддерживается в рабочем состоянии. Они используются для тяги туристических и ретропоездов, периодически эксплуатируются в маневровой, вывозной и хозяйственной работе, участвуют в многочисленных киносъёмках.
    Самый старый паровоз парка – Ов.324. Этот локомотив принадлежит к одному из наиболее распространённых в прошлом на отечественных железных дорогах семейству товарных паровозов О, имевшему несколько разновидностей. Такие машины были разработаны в самом конце XIX века и вскоре, хорошо себя зарекомендовав, стали паровозами так называемого «нормального типа», признанного стандартной конструкцией для заказа как казёнными, так и частными русскими железными дорогами с целью уменьшения разнотипности локомотивного парка. Ов.324 был выпущен Невским заводом в 1905 году и поступил на Китайско-Восточную дорогу. Затем попал на Уссурийскую, а позднее работал на дорогах европейской части страны. В ходе Великой Отечественной локомотив был захвачен немцами, которые передали его финнам. После заключения в 1944-м соглашения о перемирии с Финляндией Ов.324 возвратился в СССР и работал на Прибалтийской дороге. В 1976-м он был передан на Октябрьскую магистраль для использования в музейных целях. До настоящего времени на территории бывшего СССР сохранилось несколько паровозов семейства О, однако из них только наш поддерживается в рабочем состоянии.
    В парке депо также имеются рабочие паровозы других серий – как довоенного, так и послевоенного выпуска. Это машины ЭУ 683-32 (1929 года) и ЭР 766-41 (1949), СО18-2018 (1941) и СО17-2359 (1948), П36-0027 (1954), Л № 5248 и 5289 (1955), а также маневровый танк-паровоз 9П-19489. Во временной эксплуатации сейчас находится ЛВ-0522 (переданный из депо Подмосковная), являющийся последним грузовым паровозом, построенным в СССР (1956). Наконец, в парке депо числится узкоколейный паровоз КП 447 (1955), эксплуатирующийся на Малой Октябрьской железной дороге.
    Главной движущей силой в деле поддержания паровой тяги стали заместитель начальника депо Андрей Яшков, машинист-инструктор Вячеслав Иванов, машинисты Вадим Гуков, Павел Некрасов, Андрей Неминущий. Ещё недавно количество локомотивных бригад, умеющих работать на паровозах, было невелико, но после принятия руководством Октябрьской дирекции тяги решения о профессиональной подготовке таких работников для этого были организованы специальные курсы. Сегодня в паровозной колонне депо 12 машинистов и столько же помощников, а также 8 кочегаров.
    Поддержание паровозов в работе, в связи с произошедшими с момента прекращения их массовой эксплуатации изменениями в локомотивном хозяйстве, требует немалых усилий и индивидуального подхода. Это касается и экипировки, и проведения технического обслуживания. Тем не менее коллектив нашего депо справляется с возникающими трудностями, без которых, как правило, не обходится ни одно новое дело. А деятельность нашего предприятия по сохранению и поддержанию в рабочем состоянии исторических образцов локомотивной техники не имеет себе равных на полигоне Октябрьской магистрали, где помнят, знают и ценят свою историю.

    Сергей Критский,
    инженер отдела эксплуатации локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский



        Copyright ©  30.09.1933 - 06.05.2016  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru